Город Сдерот показывает нам, в первую очередь, историю так называемого, "второго Израиля". Это люди, которые ввиду объективных причин не имели ни высокого материального статуса, ни социального капитала. Всё это пришло потом. И заняло это долгое тридцать лет, от момента зарождения городков Маабара (перевалочных пунктов) до их становления периферийными центрами.
Историю Сдерот можно описать рассказом о яблоках, который старожилы города вспоминают со слезами. Эта история, по мнению многих, и дала толчок классовому и политическому разрыву между маленькими киббуцами (левыми) и центрами периферии (условно правые).
Рассказ таков - после того, как в 1957 году Сдерот наконец то стал городом, за пределами городка стали развивать яблочные фермы. Это привлекало новоприбывших репатриантов - была нехватка рабочих мест. Но киббуцы, окружающие Сдерот, отнеслись к идее яблочных садов со скепсисом, плюс ко всему большие фермы имели больший успех нежели киббуцные угодия. В 60х было принято решение об уничтожении яблочных садов во имя "разрыва социального неравенства". Было очевидно лоббирование киббуцами этого грязного дела. В один день несколько тонн яблок должны были быть утилизированы катками. Слух про это быстро разошёлся по городу и сотни детей и взрослых бежали собирать яблоки, спасая их от утилизации.
Это демонстрирует нам основную проблему переферии. Можно не верить в теорию про "Два Израиля", но можно чётко увидеть политический, образовательный, классовый и прочие разрывы. На этих разоывах стоит Сдерот. Город старается подчеркнуть некое единство во всем - в песне города, в гербе (солнышко и люди за руки держатся, как мило). На деле - незатихающая травма. Есть надежда что травма будет залечена так как предпринимаются попытки вырваться из социальных и политических разрывов.