Неве-Яаков. Городской район, в котором мы купили первую нашу квартиру в Израиле и прожили пять с лишним лет.
Квартиру в иерусалимском Неве-Яакове мы купили летом 1988. Многие старожилы из Алии 1970-х отговаривали нас от этого шага, по разным причинам: и потому, что район считался в то время неблагополучным и не престижным, и потому, что был населен тогда в основном выходцами с Востока и Кавказа, и ашкеназы чувствовали себя не очень уютно, и потому, что маршрут в Неве-Яаков проходил через населенный арабами Шуафат, плавно переходящий в Бей-Ханину - а дело было в начале Первой интифады, и бывало камни попадали в окна автобуса. И все же мы решились и купили. И не пожалели о принятом решении. О том, как тепло приняли нас наши новые соседи - выходцы из Марокко и Ирака, Грузии и Бухары - стоит рассказать отдельно, припомнив немало особенных моментов, случаев и событий. Но сейчас не об этом.
Общинный характер выходцев из Магриба и Востока имеет преимущество: скорость принятия решений, что в критических ситуациях играет важную роль.
Несмотря на то, что район был населен в основном простым людом, не гнушавшимся непрестижных профессий и занятий, все же лестницы во многоэтажных домах раз в неделю мыли арабы за небольшую мзду, выплачиваемую из бюджетов домовых комитетов. Стоило услышать по радио сообщение об убийстве пожилой женщины в Тель-Авиве уборщиком-арабом, как уже на следующий день многие домовые комитеты в Неве-Яакове приняли решение отказаться от услуг арабов и начать поиски евреев, готовых подработать, взяв на себя функцию уборшиков. Также оперативно было принято решение поднять тариф оплаты за уборку, и даже необходимость увеличить ежемесячный взнос в кассу домового комитета была встречена пониманием.
После того, как один из арабов, вошедший в автобу на одной из остановокмв Шуафате, напал с топором на пассажирку, его не только немедленно вышвырнули на ходу из автобуса, но и потребовали от водителей не останавливаться более в Шуафате, и водители пошли на это, несмотря на угрозу взысканий со стороны дирекции Эгеда.
А вслед за тем, как араб-грузчик, доставивший в местный Супермаркет сосиски и колбасы, зарезал ножом из мясного отдела одного из продавцов, после чего скрылся в Бейт-Ханине, я лично организовал группу новых репатриантов, из которых в 1990м состоял шаббатний миньян при одной из синагог в Неве-Яакове, и мы перекрыли песчаными насыпями все известные нам тропы, протоптанные ранее арабами из окружающих деревень, и убедили директора супермаркета (грузинского еврея долго убеждать не пришлось) заменить арабов, доставлявших заказы на дом, на тех же евреев-репатриантов; пришлось поднять цену за доставку с 1.5 шек. до 2.5 шек., но в тех обстоятельствах невеяаковцы возражать не стали.
Тогда еще не было интернета, и слухи о вопиющем поведении евреев Неве-Яакова в отношение ни в чём не повинных арабов не долетали мгновенно до журналюг и всяческих правозащитников. До конца той интифады, а может и до прихода к власти леваков в 1992, мы жили в Неве-Яакове с ощущением относительной безопасности, поскольку сами активно участвовали в мерах по ее обеспечению.
В 1993м мы переехали из Неве-Яакова в Текоа. Как жилось в Неве-Яакове далее мы не в курсе. Район с тех пор вообще изменился и расширился до неузнаваемости. Наверно поэтому мне так трудно представить себе, как в Неве-Яакове мог произойти такой кровавый теракт.