Идан д’Эрец
Ситуация представляет собой «военно-морскую блокаду», которая затрагивает весь экономический сектор и угрожает выживанию бизнеса: импортеров, экспортеров, экспедиторов, судоходных компаний.
Даниэль Баркат и Элиа Ади - пара предпринимателей, которые в 2015 году основали фабрику «веганского» шоколада «Панда» («Panda Chocolate»). Израильская продукция вызвала большой энтузиазм в Израиле, и тем более во всем мире: фабрика пользуется большим успехом, и на севере страны даёт многим работу. Но в воскресенье производство... встанет. Скорее всего, рабочих отправят по домам, в "ХАЛАТ" (сокр. на иврите - отпуск без сохранения содержания).
Из-за чего это случится? Ни из-за отсутствия спроса, ни из-за чего-либо другого, связанного с «Ковидом». Просто «Панда» заказывает сырье в США, а доставка обычно занимает около месяца. Для надёжности владельцы берут запас в две-три недели, поэтому они заказали последнюю партию сырья ещё в середине февраля. Но уже к концу марта с корабля сообщили, что отгрузка задерживается, и очень основательно.
Почему? А потому что в портах Хайфы и Ашдода образовались огромные пробки. С точки зрения ущерба для израильской экономики, эта пробка вполне сопоставима с той, что устроил корабль, недавно застрявший в Суэцком канале. Вместо 44 часов ожидания разгрузки, как это было в 2019 году, прибывший в порт контейнеровоз ждет своей очереди порядка 21 - 30 суток (!) В любой момент захода в порт ждут не менее 40 судов, а иногда бывает и по 60 судов одновременно.
Так почему же порт не наберёт временных рабочих, которые помогут с разгрузкой и устранят затор? Или, в качестве альтернативы, почему бы не переместить рабочих из частного порта в Эйлате, чтобы подкрепить Хайфу и Ашдод? Ответ прост: Гистадрут не хочет об этом слышать. Это ведь, в свою очередь, создаст опасный прецедент внедрения гибкости управления и приёма новых сотрудников. В этих портах ничего не дожно происходить без значительной взятки, которая прибавится к другой, в размере 2,7 млн шекелей, сотрудникам, милостиво согласившимся на приватизацию порта Хайфы. Кстати, работники Ашдодского порта требуют уже по 3 миллиона за каждого выходящего на пенсию сотрудника.
Руководители организаций и компаний, занимающихся торговлей и перевозками, направили письмо министру транспорта, Мири Регев, объяснив ей, что ситуация представляет собой «военно-морскую блокаду», которая затрагивает весь экономический сектор, и угрожает выживанию бизнеса: импортеров, экспортеров, экспедиторов, судоходных компаний. Да и их агенты, компании наземного транспорта - все серьезно пострадали. Многие судоходные компании уже заявили, что отменяют рейсы в Израиль, даже на постоянных линиях. Кто захочет вести дела со страной, где какая-то «комиссия» («ваад овдим» - т.е. рабочий совет) может заставить корабль ждать месяц в море?
Разумеется, ущерб окажется куда серьёзнее, поскольку компании, вроде «Панды», должны будут сказать своим американским клиентам: «подождите с шоколадом - у нас тут порт перегружен». Короче говоря, это настоящее безумие подрывает торговые связи Израиля с миром несопоставимо больше, чем какой-нибудь BDS сможет когда-либо мечтать.
Корабль с сырьём для «Панды», по крайней мере, прибыл в порт и начал процесс разгрузки - поэтому в воскресенье товар наконец-то прибудет... для таможенного оформления. Это, как сказал мне сам Даниэль Баркат, «лотерея». Её можно «проскочить» в течение двух часов... или в течение двух недель, в зависимости от тестов, которые можно провести, а также большого количества потенциальных задержек. Возможности заранее сообщить таможне о том, что находится в контейнере, и загодя получить разрешение в Государстве Израиль не существует, хотя именно таким образом работает таможня любой страны мира, с которой вообще хочется иметь дело.
В то же время недалеко от порта Хайфы работает небольшой порт, который называется «Верфи Израиля». Это частный порт, основанный в ответ на крупную забастовку портов в 2004 году. Но в рамках соглашения по завершении той же забастовки ему разрешили разгружать только до 5% оборота израильской торговли. Совершенно произвольное число, призванное помешать ему стать серьезным конкурентом порта Хайфы. Там тоже можно было выгружать прибывшие грузы - но это просто запрещено законом.
Частичная военно-морская блокада, в которой мы оказались, возникла не по стечению обстоятельств, или по злой воле судьбы, а из-за недопустимого разрыва между потребностями израильского бизнеса, провалом государственного сектора - и скандальным поведением портовых «рабочих» комитетов. Г-споди, смилуйся и освободи израильскую торговлю.
Перевод: «Наутилус»
Оригинал: https://www.facebook.com/idan.holstein/posts/4217402664969779