11 января в Иерусалиме, в возрасте 81 год, ушел из жизни археолог Габриэль Баркаи ― человек-легенда, «человек, который нашел древнейшее имя Б-га», которого называли «ходячим Google иерусалимской археологии».
В 1979 г., во время раскопок в Кетеф-Хинном (Склон Геенны) рядом с Шотландской церковью в Иерусалиме, Баркаи, просто чтобы избавиться от одного назойливого ребенка, отправил того чистить скальную нишу ― место, куда в эпоху Первого Храма складывали подношения для умерших.
Через некоторое время мальчик вернулся, держа в руках два целых сосуда той эпохи. Баркаи, по его собственным словам, сначала разозлился: по всем правилам археологии «выдергивать» артефакты ― преступление. Но гнев быстро сменился предчувствием открытия всей жизни. В сосудах, чудом уцелевших от грабителей в течение тысяч лет, лежали два крошечных серебряных свитка. Они были настолько хрупкими, что ученые три года думали, как их развернуть. Когда это им наконец удалось, все ахнули: на серебре были нацарапаны слова «Благословения коэнов» из книги Чисел: «Да благословит тебя Г-сподь и сохранит тебя…».
Как было установлено позже, это был древнейший библейский текст, найденный когда либо ― он на 400 лет старше Свитков Мертвого моря и относится ко времени царствования царя Иосии (VII век до н.э.). Это было материальное доказательство того, что слова, которые произносят в синагогах в наши дни, звучали в Иерусалиме уже во времена Первого Храма. Для Баркаи в этом было много символики. «Я ― уроженец диаспоры и помню, как отец благословлял меня этими словами с тяжелым ашкеназским акцентом... А ведь многие утверждали, что Тора была составлена позже».
Габи родился в 1944 году в будапештском гетто. Со смертью он разминулся всего на неделю ― его спасло наступление Красной армии. Позже он скажет, что так как обязан жизнью истории, именно ей он посвятил свою жизнь. В 1950 году семья репатриировалась в Израиль.
Он копал везде: в Тель-Араде; в Лахише; в Мегиддо; исследовал «город чиновников» в Силуане (древний Шилоах) и «садовую гробницу» в Иерусалиме; и даже в Иране, где в 70-х годах участвовал в раскопках в Сузах (Шушан). В академических кругах его не жаловали. После 30 лет работы его уволили из Тель-Авивского университета: он не вписывался в модный «постмодернизм», сторонники которого утверждали, что библейские истории ― это поздние выдумки «без археологических доказательств».
Габи был не только выдающимся археологом, но и большим энтузиастом. В 2004 г., когда тонны земли с Храмовой горы были варварски выброшены на свалку в Кедронской долине, Баркаи основал «Проект просеивания почвы Храмовой горы». Коллеги скептически качали головами, но Баркаи верил, что в этом «мусоре» таятся археологические сокровища. За годы работы волонтеры нашли там тысячи артефактов ― от печатей времен царя Езекии до монет времен восстания Бар-Кохбы. В 2012 Баркаи нашел крошечную буллу (глиняную печать) VII века до н.э., на которой было написано: «В 7-й год, Вифлеем, царю». Это стало первым внебиблейским доказательством существования Вифлеема как города уже в эпоху Первого Храма.
Те, кто учился у него в Бар-Иланском или Еврейском университетах, вспоминают человека с феноменальной памятью и тонким юмором. Он мог остановиться у любого обломка стены в Старом городе и рассказывать о нем часами, связывая воедино библейские пророчества, римскую военную тактику и византийскую архитектуру.
Он не просто копал землю ― он воскрешал людей, которые по ней ходили. Камни были живыми свидетелями, а он был их адвокатом; Габи «вызывал чувство сопричастности к великим тайнам». Даже будучи тяжело больным, он продолжал работать. В 2024 году вышла его книга о «Песни Песней», где он доказывал, что текст был написан в X веке до н. э., во времена Соломона, вопреки мнению многих.
