← Timeline
Avatar
Shmuel Leib Melamud
(updated )
Аргентинские уроки дерегулирования: деньги, арбузы и металлолом

Ярослав Романчук

Ф. Стурценеггер рассказал несколько интересных историй из своего свежего опыта дерегулирования. Первая касается арбузов. К нему, как к министру обратились экспортёры этого товара. Проблема было в том, что государственное регулирование заставляло производителей упаковывать арбузы так, как не хотят покупатели. Государство навязывало свои стандарты в этой сфере, которую они почему-то считали важной для безопасности и жизни людей. Чтобы нейтрализовать идиотизм госрегулирования, экспортёры поступали так. Сначала они упаковывали арбузы так, как требует того аргентинская бюрократия. Корабль с арбузами выходил в море. Экспортёр отправлял вслед за ним второй корабль с 60 грузчиками. Они в море перепаковывали арбузы так, как заказывал покупатель. Понятное дело, эти дополнительные издержки делают бизнес менее прибыльным и аргентинских экспортёров менее конкурентоспособными.

Ф. Стурценеггер пытался разобраться в законодательной базе по упаковке фруктов. Инструкция об этом была принята в 1982 г. Её объём 180 страниц. Министр оценил на вес законодательную базу по регулированию производства фруктов. Получилась стопка бумаг весом 1,5 кг. Эти полтора килограмма наносили вред аргентинской экономике в миллиарды долларов ежегодно.

Второй пример – металлолом. Одна аргентинская компания пролоббировала запрет экспорта металлолома. Она производила трубы. Её интересы были очевидны. Отрезать металлолом от внешних рынков – цены на него для внутренних покупателей упадут, и производство труб будет более прибыльным бизнесом. Одновременно многие бизнесы не могли заработать на продаже металлолома, потому что из-за запрета на экспорт он был очень дешёвым. Больше всего страдал малый и средний бизнес.

Министерство дерегулирования отменило запрет на экспорт, но дело не сдвинулось в мёртвой точки. Заинтересованные бизнесмены, которые были на прямой связи с министром, проинформировали его, что экспорт не идёт, потому что не было отменено постановление таможни, что металлолом можно экспортировать только из порта в Буэнос-Айрес. Правительство отменило и эту норму. Прошло немного времени, и экспортёры опять написали министру, что экспорт по-прежнему невозможен. На этот раз проблема была в постановлении правительства от 1982 года. Оно обязывало заинтересованных в экспорте металлолома предоставить документ, что его переработка не может быть осуществлена на территории Аргентины. А в самой стране переработкой занимался один монополист, который устанавливал за свои услуги космические монопольные цены. Правительство и здесь пошло навстречу экспортёрам металлолома, отменив эту норму. Через месяц министр Стурценеггер опять получил звонок от бизнеса: «Федерико, экспорт по-прежнему невозможен!» Оказалось, что нужно ещё получить разрешение от экологической службы.

👍😍7
To react or comment  View in Web Client