← Timeline
Avatar placeholder
Shmuel Leib Melamud
Сражение за дома в квартале Шимон hа-Цадик

В эти дни только совсем уж ленивое СМИ не отметилось упоминанием несчастных «палестинцев», которых-де насильственно выселяют из домов «исконно арабского» квартала Шейх-Джарах, где столетиями (если не тысячелетиями) проживали их предки. Нельзя сказать, что публикующие эту ложь редакторы и владельцы новостных каналов верят в нее; они всего лишь следуют своей политической программе, составной частью коей является старый добрый антисемитизм. По сути, речь идет о борьбе местных арабов за оккупацию еврейской столицы, которую они именуют Алькудс. Кстати, русские патриоты выводят это название из древнеславянского «Иркутск», заранее опровергая возможные попытки евреев объявить город на Ангаре основанным их соплеменниками, выходцами из польского Коцка (Ир Коцк). Невероятно? Да, я придумал это прямо сейчас, на ходу. Но и сказки арабов про Алькудс и Альаксу немногим достоверней.

Впрочем, довольно этимологии, возвращаемся к истории. Нижеследующие заметки призваны прояснить истинное положение вещей, с которым, увы, слишком многие абсолютно незнакомы, и я заранее прошу прощения у тех немногих, которые полагают историю квартала Шимон hа-Цадик (именно так: соседний Шейх-Джарах тут вовсе не при чем) чем-то общеизвестным.

Шимон hа-Цадик или Праведный Шимон, он же рабби Шимон бен-Йоханан Хакоэн, был одним из последних членов т.н. Великого Собрания (hа-Кнессет hа-Гдола), которое, трансформировавшись затем в Синедрион, существовало с времен возвращения из Вавилонского плена до разрушения Второго Храма. Рабби Шимон прослужил первосвященником ни много ни мало сорок лет; его премудрый облик удостоился лицезреть некий Александр Македонский, который остался в истории во многом благодаря этому, а также другим, более мелким событиям.

Первоначально Великое Собрание насчитывало 120 пророков, законоучителей и мудрецов. В нынешнем Кнессете заседают столько же персон. Правда, сегодня такое уподобление вызывает лишь горькую усмешку, служа живым опровержением философской гипотезы о переходе количества в качество.

Гробница рабби Шимона находится, как и положено могиле, за пределами Старого Иерусалима на северном склоне сухого русла Кидрона, примерно в километре от Шхемских ворот, между двумя фешенебельными отелями: American Colony и Ambassador Jerusalem. Это дает представление о характере всего района, где, помимо отелей, расположены консульства европейских держав и весьма престижное жилье. Я никогда не пробовал прицениваться к особнякам Пятой манхэттенской авеню, но интуиция подсказывает мне, что они вряд ли дороже этих участков Города, где живет Бог.

Квартал Шимон hа-Цадик примыкает к гробнице, располагаясь в юго-восточной части перекрестка одноименной улицы со Шхемской дорогой. Если мысленно представить прямоугольник размером 100 на 50 метров, в верхнем левом углу которого – вышеупомянутый перекресток, а в нижнем правом – гробница, то это примерно и будет ядро квартала, ставшего в эти дни камнем преткновения и злонамеренно именуемого прессой «частью арабского Шейх-Джараха».

Его историю принято начинать с 1875 года, когда сефардская и ашкеназская общины выкупили у арабского владельца пустующее поле к северу от стен Старого Города. Затем земля пустовала еще 15 лет, после чего сефарды построили на своей части шесть домов для малоимущих. Впоследствии там выросли еще несколько частных жилых строений. Остальная площадь использовалась для выращивания маслин. В 1916-м, после жесточайшего голода и лишений, связанных с Первой мировой войной, в квартале осталось около полусотни евреев.

В начале 20 века у жителей квартала появились еврейские соседи: по другую сторону Шхемской дороги возник квартал Нахлат Шимон. К середине 1930-х в обоих районах насчитывалось несколько сотен жителей. Правда, к тому времени с южной стороны – между Шимон hа-Цадик и Старым Городом образовался еще и арабский квартал под названием Шейх-Джарах. Его жители не отличались склонностью к добрососедству: погромы, разразившиеся в 1936 году, заставили многих евреев покинуть свои дома, но несколько месяцев спустя беженцы вернулись.

Война за Независимость сопровождалась новыми нападениями арабских друзей из Шейх-Джараха – на сей раз под прикрытием Иорданского легиона и при полном попустительстве властей британского мандата. Вот характерное для тех дней сообщение газеты «Давар» от 8 января 1948 года:
«Три еврея вырезаны вчера утром в квартале Шимон hа-Цадик арабскими бандитами, которые возобновили свои нападения из Шейх-Джараха и из здания Исламского совета мечети. Убиты: Ийе Эшри, 70 лет; Хана Зума, 23 года – студентка и внучка известного преподавателя, писателя Х.А. Зумы; Шмуэль бен-Яаков, 22 года.
Ранены: …» – далее следует список раненых.

Британцы, как уже сказано, не собирались защищать евреев – напротив, жителям кварталов Шимон hа-Цадик и Нахлат Шимон было приказано срочно покинуть их жилища, что и было исполнено. 13 апреля того же года арабы устроили в выселенных еврейских домах квартала Шимон hа-Цадик засаду на еврейский конвой, направлявшийся в осажденный район больницы Хадаса на горе Скопус. Арабские бандиты хладнокровно расстреляли 78 евреев – врачей, больных, студентов, ученых, медсестер, шоферов. Еврейские части, направленные на подмогу, были остановлены британскими броневиками.

Чуть позже ПАЛМАХ все же захватил людоедский Шейх-Джарах и оба покинутых еврейских квартала, но англичане снова вмешались и заставили евреев отступить под тем предлогом, что Шхемская дорога представляет собой стратегическую артерию и потому должна целиком находиться под контролем британских сил. Однако впоследствии, при отступлении, армия Его Величества предпочла передать территорию Иорданскому легиону. После заключения перемирия Иордания и агентство ООН по делам беженцев передали дома еврейских кварталов в 33-летнюю аренду арабским беженцам из других районов. При этом статус земельной собственности на участки не изменился: они просто перешли под управление иорданского опекунского совета.

Шестидневная война перевела кварталы в муниципальное подчинение Иерусалима. Теперь они управлялись органами опеки Израиля. В сентябре 1972 года решением суда участки были возвращены их законным владельцам – тем самым, которые купили их чуть менее 100 лет тому назад, то есть Совету сефардского еврейства и ашкеназской амуте (некоммерческой ассоциации) «Кнессет Исраэль». Еще десять лет спустя эти же владельцы подали в суд, требуя возвращения занятых арабами домов. По судебному соглашению, достигнутому тогда же, 28 арабских семей, признавая за евреями права собственности на захваченное жилье, получали за это статус «защищенных квартиросъемщиков», то есть оставались в квартирах, но обязывались платить квартплату и содержать дома в приемлемом состоянии.

Сразу после подписания соглашения арабы категорически отказались его выполнять, и судебная тяжба продолжилась. В 1993 году владельцы снова потребовали выселить захватчиков на основании десятилетнего несоблюдения предыдущего решения суда. Незаконные жильцы не только отказывались платить арендную плату, но активно перестраивали, достраивали и полностью меняли облик захваченных зданий.

Параллельно с этим арабы и представляющие их левые общественно-политические группы подавали свои судебные контр-иски, которые раз за разом отвергались израильскими судами, включая Верховный. В 1998 году, по итогам одного из разбирательств, полиция выселила арабских жильцов из нескольких спорных квартир, куда тут же вселились евреи. А в 2011 году группа еврейских инвесторов завершила оформление покупки 18 дунамов (1 дунам = 1000 кв.м) квартала Шимон hа-Цадик. Теперь собственность на участок официально перешла от прежних законных владельцев в руки куда более решительной амуты «Хомот Шалем» (Стены Иерусалима), которая кровно и финансово заинтересована в полном преображении квартала посредством проектирования и строительства нового еврейского жилого района. При этом инвесторы объявили о готовности выделить миллионы долларов на выплату компенсаций выселяемым незаконным жильцам. Те снова отказались.

Итак, подведем итог. Речь идет о законной, документально оформленной и подтвержденной многократными решениями судебных инстанций еврейской земельной собственности, самовольно захваченной и удерживаемой арабами. Несмотря на это, захватчикам раз за разом предлагались компромиссные решения вместо немедленного насильственного выселения. И раз за разом они наотрез отказывались от этих предложений. Судебная тяжба, начавшаяся почти полвека назад, все еще не пришла к своему логическому завершению. Теперь она ждет окончательного решения Верховного Суда, которое было отложено на месяц по специальной просьбе властей предержащих – если таковые еще существуют в нынешней обстановке полнейшего безвластия.

Алекс Тарн

👍💯5
To react or comment  View in Web Client