← Timeline
Avatar
Shmuel Leib Melamud
Аденауэр и Израиль

Безусловно нельзя не вспомнить главную проблему, с которой пришлось встретится Аденауэру - это ответственность Германии за преступления перед еврейским народом.

Для Аденауэра вопрос был и личный. Я как-то писал, что в годы нужды 1933-1936, когда его преследовали нацисты и у него не было банально денег на еду, его выручал друг - еврейский финансист из Бельгии Данни Хайнеман. Если бы не Хайнеман, неизвестно чем бы закончилась история Конрада и его семьи.

Безусловно, то что сам Аденауэр не был антисемитом, не отменяло факта ужасных преступлений немецкого народа. И Аденауэру нужно было с этим что-то делать.

Первый шаг он сделал на встрече с Наумом Гольдманом, главой Всемирной Сионистской организации в 1952 году в Нью-Йорке. Там обсуждался вопрос репараций и Аденауэр согласился заплатить 1,5 миллиарда долларов репараций. Шеффера, министра финансов, схватил кондратий, но в этом вопросе Аденауэр был непреклонен - Германия заплатит.

Тема репараций вызвала бурю негодования в Израиле, правые, вполне справедливо, усматривали в этом попытку немцев "отделаться деньгами".

Но после 1956 года, Аденауэру представилась возможность подставить плечо Израильскому государству.

После Суэцкой операции дела начали складываться плохо. США наложили эмбарго на поставки вооружения в Израиль. Хуже того - вскоре во Франции пришёл антисемит Де Голь, который довольно откровенно в своих воспоминаниях писал: "Я положил край неоправданной политике, когда евреи имели доступ во все наши министерства и арсеналы".

Это был большой удар по обороноспособности Израиля, для которого Франция была главным европейским союзником и поставщиком вооружения.

Великобритания как известно была давно союзником арабов, на СССР также надежды не было.

Уже в 1957 году Израиль втайне отправил в Бонн Авигдора Таля, который передал министру Обороны Штраусу список необходимого вооружения.

Проблема была в том, что Германии было запрещено продавать оружие по международным договорам. Штраус и Аденауэр нашли решение: вооружения по документам значились как "украденные". Более того, Аденауэр согласился послать в Израиль, в тайне конечно, специалистов для обучения ЦАХАЛа. Также была налажено сотрудничество немецкой разведки и Моссада. Причем сделано это было втайне от МИДа. За отношения с Израилем отвечали два человека - он и министр обороны Штраус.

В 1960 году в Нью-Йорке в отеле "Улдорф-Астория" состоялась историческая встреча Аденауэра и Бен-Гуриона. Бен-Гурион хотел получить увеличение помощи от Германии. Аденауэр сразу же согласился, не смотря на то, что западные союзники его отговаривали от этого: это подтолкнёт арабские государства дрейфовать и дальше в сторону СССР. Но Аденауэр был непреклонен.

К этому времени умер внешнеполитический друг Аденауэра - Даллес. Де Гаспери, премьер Италии, ещё один его друг, тоже уже умер. С Эйзенхауэром найти общий язык Конрад не сумел, с Макмилланом, премьером Британии у него не сложилось. Также как и Де Голля он терпеть не мог. И он очень удивился тому, что его новым другом суждено было стать Бен-Гуриону. Оба "старца" нашли общий язык.

В 1966 году случился и исторический визит Аденауэра в Израиль, который Аденауэр назвал "самым волнующим событием его жизни".

На фото - та самая историческая встреча Конрада Аденауэра и Давида Бен-Гуриона в отеле "Уолдорф-Астория".

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2554360258182844&id=100008266839284

👍8
To react or comment  View in Web Client