Вопрос о том, "признают ли харедим Государство Израиля", является весьма важным, потому что на нем раскручивается большая часть ненависти к религии в Израиле. Поэтому важно этот вопрос прояснить:
Непонимание многими этого вопроса связано с тем что они путают между понятиями "гражданское признание" (де-юре или де-факто) и "теологическое признание".
"Гражданское признание" – это чисто юридическая (и политологическая) категория. Вопрос о том, кто какие читает молитвы, какие празднует праздники и любит ли армию, не имеет никакого отношения к этому понятию. Просто не надо путать теплое с желтым.
В этом смысле АИ (Агудат Исраэль), и ЯТ (Яадут аТора) полностью и де-юре признают на гражданском уровне Государство Израиля (ГИ), потому что:
- АИ подписало Декларацию Независимости. Воевали вместе со всеми в Войне за Независимость (да, харедим тогда шли в Хагану).
- Тем самым АИ признала еврейский народ в ЭИ субъектом, имеющим право на провозглашение государства. И активно это поддержала. Никогда от этого не отказывалась.
- АИ признает все основополагающие документы государства и его законы, институции и ветви власти государства, участвует в них и сама обращается к ним.
- Если бы (гипотетически) АИ предложили "отменить" провозглашение ГИ, она никоим образом не стала бы это делать. И никогда не предлагает ничего подобного.
Для сравнения: ОАС (Объединенный Арабский Список и предшествующие арабские группы в ЭИ):
- Не готов подписать Декларацию Независимости.
- Не признает еврейский народ в ЭИ субъектом, имеющим право на провозглашение государства.
- Не признает некоторые основополагающие документы (например, Национальный Закон и предыдущие аналогичные законы).
- Если бы (гипотетически) ОАС предложили "отменить" провозглашение ГИ, она тут же да поддержала бы это. И постоянно, в той или иной форме, предлагает это.
Это и есть кардинальная разница.
Поэтому АИ – полностью признаёт ГИ, де-юре,
а ОАС – не признаёт ГИ – точнее, признает его только де-факто (здесь ничего поделать не может).
В краткой формулировке:
- наш спор с АИ идет о том, "как развиваться ГИ",
- а наш спор с ОАС идет по вопросу "нужно ли вообще ГИ".
Это то, что касается гражданского признания – и только это называется в политологии "признание".
Относительно же теологического признания – это вообще не вопрос гражданской оценки.
Да, действительно, АИ не дает ГИ теологического признания, т.е. не считает его "правильным еврейским государством" (именно это – а не светский смысл слова! – АИ вкладывает в понятие "еврейское государство"). АИ считает, что для того, чтобы стать "правильным еврейским государством", ГИ должно быть радикально трансформировано.
Однако в этом оно не одиноко среди еврейских партий Израиля.
Например, Мерец (со своей стороны) тоже считает ГИ "неправильным" ("государством апартеида" и т.п.) и хочет его радикальной трансформации. Есть люди в Мереце, которые призывают "не идти в армию, пока это не исправится". Но ведь на этом основании никто не утверждает, что Мерец "не признаёт" ГИ.
Вывод:
-
АИ и ЯТ полностью признают (де-юре) ГИ на гражданском уровне.
-
Они не признают ГИ на теологическом уровне. Однако это не имеет отношения к гражданскому и юридическому понятию "непризнания".
-
В "теологическом" смысле Мерец признаёт ГИ не больше, чем АИ это делает.
-
Не надо демонизировать харедим и приписывать им грехи, которых у них нет. Такая накачка ненависти может только опрокинуть ГИ и ни к чему хорошему не приведет. Наоборот, нужно стремиться к взаимопониманию с харедим и нахождению взаимоприемлемых способов нормальной жизни для каждого сектора.
-
Харедим – не враги Израиля. Харедим – наши политические оппоненты. При всех наших разногласиях – и моей острой критике некоторых аспектов харедизма – харедим мне политически гораздо ближе, чем Мерец или НДИ – потому что АИ или ШАС борется со мной (религиозными сионистами) в вопросе политического влияния, а Мерец или НДИ пытается уничтожить иудаизм на уровне общественного сознания Государства Израиля (типа: "Тора – это перед сном, вечером, а утром и днем – чтобы я этой вашей Торы нигде не видел!").
-
Впрочем, последний вопрос – это на вкус каждому. Очень жаль, что тактические проблемы с харедим для некоторых затмевают стратегическое противостояние с НДИ и Мерецом. Но в любом случае: это не имеет отношения к вопросу "гражданское признание харедим ГИ".
Кстати, креативное предложение: присяга новых членов Кнессета должна выражаться в символическом подписании Декларации Независимости. Кто не подписал – не считается членом Кнессета, пока не подпишет (как не принявший присягу). Тогда мы более ясно увидим, кто да признаёт Государство Израиля, и кто нет.
Хорошая четкая формулировка:
Существующие в Израиле общественные группы (и представляющие их организации и партии) по степени "принятия государства" можно разделить на три группы:
-
Те, кто полагает, что Израиль имеет еврейскую миссию, смысл и право на существование именно как еврейское государство. Они солидаризируются с Декларацией Независимости, ЗОВ, еврейскими символами Страны. Это сионисты, религиозные и светские. Степень их признания можно охарактеризовать как "признание теологическое" (поскольку "миссия" – понятие теологическое, даже для нерелигиозных).
-
Те, кто полагает, что Израиль национальной миссии не несет, но очень хорошо, что Государство существует, и здесь еврей может жить на своей земле. Они полностью признают все законы Израиля, но не очень солидаризируются с праздниками и символами. Это "просто лояльные граждане, но идеологически не вовлеченные в Страну". Они не-сионисты, религиозные (харедим), и светские (крайние левые), но они и не анти-сионисты. Степень их признания можно охарактеризовать как "гражданское полное признание де-юре, но не теологическое признание".
-
Те, кто считает, что нынешний Израиль не имеет права на существование как еврейское государство, и лишь вынужденно признают израильские законы. Это радикальные течения среди евреев харедим (Эда харедит), и часть арабов – антисионистов. Степень их признания можно охарактеризовать как "гражданское признание лишь де-факто".
#fbmemories