В последнее время страдаю (наслаждаюсь?) своеобразной формой мазохизма: смотрю интервью палестинских активистов всяким разным западным новостным каналам. Каждый раз убеждаюсь в одном - "высококультурные" американские, австралийские и английские журналисты понятия не имеют, как разговаривать с обладателями ближневосточного менталитета. Разумеется, арабы это очень хорошо видят и отлично этим пользуются.
Все интервью,которые я посмотрела (штук 10, не меньше - говорю же, мазохизм крепчал), строятся по одному и тому же шаблону. Интервьюер спрашивает,не хочет ли собеседник публично осудить зверства Хамаса. Далее события развиваются по двум возможным сценариям.
Первый: араб в ответ начинает изображать министра по делам неукротимого гнева, господина Тауиля Фадиху (израильтяне, помнящие сатирическую передачу Латма, знают, о ком я)- то бишь, орать, с каждой фразой повышая голос на несколько децибелов (Пусть сначала все осудят израильский геноцид на территориях! Мы уже 50 лет подвергаемся....Предвзятость! осуди изрэели агрешн и тогда мы посмотрим...). Собеседник от такого напора теряется - кто то больше, кто то меньше, но к подобному поведению в студии они явно непривычны; начинает робко опровергать сказанное (да как же ж...да мы же ж..) и пытаться вернуть интерьюируемого к вопросу об осуждении... преступлений...мнээ... Тот в ответ начинает орать еще громче: наши борцы за свободу балестинского народа... У нас жертвы... А как же дети, убитые и сожженные в кибуцах? - лепечет ведущий. У нас такие жертвы - каждый день! - уже вопит интерьюируемый, вращая очами и испуская пену, - изрэлиз проводят этнические чистки, насилют и убивают!
Ну хотя бы скажи, что ты с этим не согласен! - уже практически умоляет корреспондент. - (крещендо) Сначала ты скажи, что ты не согласен с убийствами детей в Газе - израильтяне это делают уже 50 лет! - Я не согласен, не согласен! - торопливо выпаливает ведущий и замолкает; палестинец, отвоевав микрофон, продолжает вещать о справедливой борьбе своего народа и с точки зрения зрителей, выходит победителем. Максимум, что может сделать интервьюер в конце передачи - поцокать языком, покачать головой и сокрушенно посетовать, что вот-де, Хамас-то его собеседник так и не осудил.
Второй вариант: если ведущий не лыком шит и закален в дебатах, как, например, Пирс Морган, который, не раздумывая, скажет No, no! и заткнет зарвавшегося собеседника, то лучшая тактика - и к ней прибегают более "рафинированные" представители плиштим, такие, как "посол" Хусам Замлот или известный ю-тьюбер с говорящей фамилией Хиджаб - личные нападки на самого ведущего, причем с места в карьер. Ты меня представил как палестинского представителя - видишь, как ты предвзят? А как тебя представить? - Как выпускника Гарварда! Как интеллектуала! Как ты представил израильскую послиху? а? А? ААА? Ты сказал, что у меня спорные взгляды - ты ей тоже так сказал? Ты просишь меня осудить Хамас - ты её просил осудить израильские атаки?
Пирс мужественно пытается прорваться через поток обвинений: а ты, ты лично готов осудить преступления, совершенные 8 октября? Там, где убивали и жгли стариков и детей, расстреливали ребят, приехавших потанцевать?
Нет проблем, -отвечает Хиджаб на изящном английском без признака акцента (он явно родился и вырос в Англии и хорошо понимает, что европейцам не понравится прямой отказ) - я против жестокости. До-ка-зан-ной; материалы, которые распространяют израильтяне - фальшивки.
А как насчет фотографиий обезглавленных младенцев? - не сдается Пирс. - Сорри, нет никаких доказательств того, что это правда! Где источники?
ARE YOU SERIOUS? - Морган не верит своим ушам.
Конечно, - ответствует интервьюируемый. Вот авиаудары в Газе таки убивают, и это всем известно, так что хочешь осуждения? Пожалуйста, я осуждаю АОИ. А ты! - и тут начинается второй акт шоу J'accuse, - ты всегда на стороне Израиля! Ты в своих репортажах...в передачах... защищаешь американцев и израильтян, агрессоров и убийц. Ты...ТЫ ...ТЫЫЫЫ...
И тут Пирс, невозмутимый и циничный Пирс Морган заглатывает наживку. И начинает оправдываться! Неправда, я осудил вторжение в Ирак, я много раз указывал Израилю на ошибки, ты не слышал моих передач, ты не читал моих статей... Интервью переходит в другое русло, тактика сработала безотказно. Точно так же она сработала с журналисткой Sky News, опытной Эрин Молан, в ее беседе с Рандой Абдель Фатах, австралийской профессоршей, которая не только напрямую говорит, что она не считает Хамас террористами, но и обвиняет ведущую в намерении очернить всех арабов. Молан начинает нервничать: я плачу, когда вижу убитых детей с любой стороны! Я всегда об этом писала! God bless white woman's tears! - цинично замечает профессорша (удар по больном месту, реакция предсказуема, баба хорошо знает, что делает - Молан аж задыхается от гнева "Ты меня сейчас оскорбляешь!"), - где были твои слезы в 14 году, в 08 году, когда...Цель достигнута. Молан начинает перечислять свои заслуги в борьбе за правое дело, повышает голос, бессильно восклицает "Как ты можешь оправдывать такую жестокость против мирных жителей? Воюйте с солдатами, не с детьми!" Чушь собачья! What you are saying is nonsense!- хладнокровно замечает Абдель Фатах, - мы под пятой...мы окружены...нам... и начинается новый виток саги о страданиях её народа и заслуженной каре, постигшей оккупантов.
Единственный человек, имхо, который знает, как дебатировать с представителями ближневосточной ментальности - это израильский араб Юсуф Хаддад. Он сразу начинает атаковать собеседника, не давая ему уйти от ответа: нет, ты скажи! СКАЖИ! Ааа, не можешь? Видишь, он не осуждает, он такой же хамсник, как и они все, террорист, вот он кто! Тер-ро-рист! ТЕР-РО-РИСТ! (громкость беседы варьируется, но смысл остается тем же). Вторая сторона в долгу не остается, начинает орать в ответ, и бедняге ведущему ничего не остается, как прервать передачу в связи (цитирую) отсутствием конструктивного диалога. 🙂