Рассказывают, святого р.Ицхака Зелика Арье Лейба Вормсера, Бааль Шема из Михельштадта, принято зачислять в хасидские персонажи, в первую очередь, потому что он учился у святого р.Пинхаса из Франфуркта, Бааль Ґафлоэ, а не потому, что он был известным чудотворцем ещё до рождения (родился после гилуя Элийоґу родителям).
Как известно, в иешиве р.Н.Адлера его хеврусой был Хатам Софер. И они потом всю жизнь дружили. Но, с другой стороны, известно и что в своей собственной иешиве, в Михельштадте, он завел такой ужас, как изучение математики, философии, немецкого и даже, не приведи Г-сподь, Танаха. Ну, Неметчина она и есть Неметчина — гиблое место. (Здесь могла бы быть реклама любого из тамошних бейсхабадов…)
Сам Бааль Шем из Михельштадта, не секрет, из каких-то высших соображений повышенной волшебности, плотно и публично читал всяких кантов и лейбницев, а с теми, кто помоложе и в переписке был замечен. Переписке и перебранке, назовем это так.
И вот как-то раз, во время разговора с одним из этих немецких головастиков и тот ему и задай каверзный, по меркам немецких профессоров философии, вопросец:
— Вот, — говорит, — в вашей еврейской книге написано, «за большинством следуй». Что же вы, извините за обобщение, не следуете собственному этическо-логическому принципу? Большинство считает вашу веру неверной, а нашу верной. Значит буква вашего закона обязывает вас последовать за нами и принять истинную веру. Это какой-то ништордунг, не побоюсь этого слова.
Будучи великим знатоком Торы, р.Зелик не стал учить немца не касающейся того Торе, а ответил так:
— Правило «за большинством следуй» касается только ситуаций, в которых есть сомнение, какая из позиций верна. В таком случае следует последовать за большинством. Когда же истинна несомненна, число соглашающихся с ней и следующих за ней перестает иметь какое-либо значение. Кресло, на котором Вы сидите останется креслом, даже если все находящиеся в этом здании будут считать, что это книжная полка. Наша вера истинна несомненно и безусловно. Даже не потому, что все прочие религиозные верования в мире основаны на ней, так что её истинность является необходимым условием их истинности, что, кстати, приводит нас к необходимости упомянуть другое еврейское правило, действительно уместное в рассматриваемом нами случае: если приходится выбирать между несомненным (вадай) и сомнительным (сафек), следует предпочесть несомненное. Что объясняет наш тотальный и безоговорочный отказ даже в шутку рассматривать несуществующую опцию отказа от нашей святой веры в пользу вашей… вашей.
Рассказывают, что после этого слова пацана все искры святости из философии были окончательно извлечены и дальнейшее занятие этой байдой окончательно превратилось в разновидность детской игры в крысу, называемую «пустые скорлупки» ומבין יבין