Оказалось, публикация снимка, на котором видно министров, идущих в 1955-м по иерусалимской улице, и не видно охраны, может привести к выводу, что в 1955-м министры ходили по улицам без охраны и вообще раньше всё было лучше, а теперь хуже. Здорово, сами мы так не умеем, но будем развивать в себе склонности к анализу.
Охрана правительства, конечно, была с самого начала; даже не зная много истории, легко можно представить, откуда могли ожидать потенциальных покушателей. Сам я годами обедал в одной столовой с бывшим охранником Голды; во дворе старой резиденции на бульваре Бен-Маймона показывают щель в земле, куда охрана должна была прятать Эшколя в случае опасности, а он не помещался (третий премьер был немного дылда). Среди эшколевых mots есть передаваемое шёпотом "Ле эфех, дабру-дабру" - когда начальник службы объяснял вступающему в должность премьеру, что охранники будут находиться с ним круглосуточно, опасаться не надо, они знают, что у недавно овдовевшего Эшколя случаются самые непротокольные встречи в самые неурочные часы, и проинструктированы никому не сообщать об интенсивности его личной жизни, тот перебил ставшим классическим "Наоборот! пускай рассказывают-рассказывают".
Когда Бен-Гурион первый раз уехал в Сде-Бокер, кибуц дал ему в охранники представителя враждебного политического лагеря, и не просто представителя, а Иеошуа Коэна, в связи которого, например, с произошедшим в Иерусалиме с графом Бернадотом, у Бен-Гуриона не было сомнений. Крепкие и яркие личности, охранник и охраняемый быстро нашли общий язык, но кто должен беспокоиться, продолжал беспокоиться, и Иеошуа кричал по телефону на начальника беэр-шевской конторы: "Я понимаю, что я у вас под подозрением, но если вы подсылаете агента под видом ремонтника аккумуляторов, найдите такого, который знает, как ремонтируют аккумуляторы!".
Это всё, понятно, к тому, что мало что на свете началось прямо вчера.
на илл.1:
премьер-министр Ицхак Шамир с одним из своих охранников. Немногие знают, что по мотивам этой фотографии в Голливуде был снят фильм "Телохранитель", в котором их роли исполнили Уитни Хьюстон и Кевин Костнер.