Слабонервным и за едой не читать. Это очень ужасно!
р. Элияу Гэц (Ваеце 31:19, 34, 35)
Трижды в Торе упоминается слово "аТрафим" (и ещё 12 раз в НаХе). Очень много чернил вылилось на пергамент и бумагу ради попыток поянения этого слова. Я попытаюсь не лить чернила, а затронуть немного виртуального пространства, чтобы вспомнить различные мнения на эту тему.
Начнём-с. Наш праотец Яаков бежит с женами и детьми от тестя Лавана. Рахель экспроприирует из отчего дома те самые "трафим", которые в прямой речи Лаван будет называть исключительно как "ганавта элоай" - т.е. "украл ты богов моих". Яаков, будучи не в курсе экспроприации, пожелал смерти вору (что не прошло без последствий, как известно). При обыске Рахель спрятала этих "трафим" в верблюжье седло и уселась на него, изображая трудные женские дни перед отцом. После неудачного шмона и прибытия в Эрэц Кнаан этих самых "трафим" вместе с другим непотребным скарбом Яаков приказал зарыть под дубом около Шхема (35:4). Вот вкратце и все.
В мидрашах нам рассказывают следующие ужасы:
(нервных предупреждаю - дальше жесть с кровищей и кишками, лучше не читайте. А если все же решитесь - не кушайте при этом. Моё дело - предупредить)
Было в древности такое колдовсто: раз в несколько лет, в определенный день и час, когда светит определенная звезда/планида/мазал-созвездие глава семейства умерщвлял своего первенца в честь божества той звезды (в некоторых источниках подчеркивается, что убиваемый дожен быть "адом", т.е. рыжим). После этого от трупа отделяли голову, солили её, а затем умащали мумифицирующими маслами. В некоторых вариантах мидраша уточняют, что сначала три дня морят голодом некую зверушку, которую потом заставляют пить кровь будущей жертвы, и только потом убивают и рыжего первенца, и саму зверушку. Зверушке предварительно сливают кровь в каструльку, в этой крови вываривают какие-то особые травки (бсамим) - и этот компот сохраняют для последующего шаманства (позже упомянем как именно). Сам же обескровленный труп первенца сначала квасили в меду - и только затем аккуратно отделяли голову вместе с присоединенными к ней трахеей легкими и сердцем.
Противно? Мне тоже. Но, как говорил Бабель устами Бени Крика: "это невкусно - но необходимо".
Отдышались? Продолжим. Затем шаманы древности брали золотую (ну или по-бедности медную) пластинку, на которой выцарапывали всякие колдунские "имена" - и ложили эту пластинку под язык усекновенной головы. В стене дома выбивали нишу, куда со всякими почетными действиями ставили эту голову, в которой уже, как считалось, поселился некий дух предков. Перед ней зажигали свечи и воскуряли благовония. Это и есть "трафим".
Помните про кровавый компот? Так вот - его пили, падали ниц пред головой, задавали ей вопросы и "слышали" от неё ответы (видать в компот и грибы какие-то нужные кидали - трава такого прихода не даёт, как говорят специалисты).
Но в последующих поколениях резать детей перестали - а просто в нужное время изготавляли голдэнэ статуэткэс - и они, не поверите, тоже "отвечали" на вопросы. Но я уверен, что старые шаманы зимними вечерами у костра ворчали, что "раньше всё натуральное было - а не то, что современная химия сплошная" и что "забыли старые обычаи дедов" и т.д. А выжившие первенцы им незаметно в гуляш гадили.
Благодаря расцветшей в последние годы археологии мы находим похожие вещи по всему срединоземью - культ усекновения головы с последующим обмазывании её глиной и поклонением ей (тела, правда, птицам скармливали, судя по рисункам на стенах) по всему простору древней Малой Азии и даже тут, в Иерихоне и в пещерах натуфийской культуры; внутрение органы мумифицированных египтян в сосудах ушебти; перенос пенатов Энеем из Трои в Италию (в Элею/Велии - те самые, откуда потом Парменид с Зеноном); даймониев (демонов) Сократа, кабиров самофракийских, гениев, ларов, пенатов и т.д. и т.п. - гугл вам в помощь.
Само слово "трафим" было найдено в хеттско-аккадских глиняных словарях. То, что по-хеттски называли "тарпиш" переводилось на аккадский как "аннари", "шэду" и "ламассу" - а последние уже хорошо известны из месопотамской мифологии как ездовые животные (типа ведийских "вахан") соответственно Илу и Иштар (крылатый бык и крылатая львица). Сам корень слова "Т-Р-Ф" сохранился в сирийском как "спрашивать, исследовать". Да и из Талмуда (Гитин 21) мы знаем, что документ состоит из "тофэса" (одинаковой для всех части текста) и "торэфа" (разной для каждого - имена, даты и т.п.). Т.е. тоже что-то написанное. Да и в НаХе слово "трафим" несколько раз используется для описания части хошена (подразумеваются таинственные "урим вэ-тумим", которые, согласно Устной Торе, тоже являются написанным на пергаменте "Именем", благодаря которому вопрошавший получал ответы через камни хошена.
Но есть ещё одно странное упоминание "трафим" в книге Шмуэля (1, 19:13, 16) в связи с дочкой Шауля - Михаль положила "трафим" в кровать под одеяло, чтобы выглядело как будто спит там человек. Запомним это.
Онкелос переводит это слово как "цаманъя", т.е. "идолы". Акилас на греческий переводит как "протомэ" (из Шмот Раба 15 мы знаем, что имеется в виду бюст - статуя головы по плечи).
Так, можно еще много писать всякого - но я устал, так что перехожу к своим мыслям на этот счет:
Думается мне, что изначально словом "торэф"/"трафим" называли только золтую пластинку с шаманским текстом, что ложили под язык голове-оракулу. И именно эту пластинку забрала Рахель из дома Лавана, чтобы шаманить не мог. Затем со временем стали этим словом называть всю голову. А затем, когда стали делать просто статуэтки из золота и т.п. - стали их называть "трафим". И ко дням Шауля и Давида так называли любые статуи, без связи с шаманством - так Михаль могла их под одеяло ложить.
Пы.Сы. Как известно, когда у Ицхака с Ривкой родились близнецы Эйсав и Яаков, а у Лавана родились близняшки Леа и Рахель - то договорились, что "старшая - старшему, а младшая - младшему". И после того, как Яаков выкупил первородство, была неразбериха в головах кто старший - Яаков считал, что младшая Рахель осталась его, а Лаван с Леей считали, что "назвался груздем - продолжай лечиться" и бери старшую. В итоге Яаков взял обеих, т.к. Эйсав не предъявлял претензий ни на одну из них. Почему? Он ведь еще тот бабник был? Можно в шутку предположить (а в каждой шутке...), что он боялся ехать за женой в те края, где рыжим первенцам головы рубят на "трафим".
И заканчиваем хорошим.
Простите за многослоф все, кто дочитал до конца.
Пы.Пы.Сы. Да, забыл. Для полной картины необходимо вспомнить и мнения рацоналистов - Ибн Эзры, РаДаКа и т.д.:
они предполагают, что "трафим" - это некий медный механизм для исчисления времени. Уж не знаю - клепсидру там какую-то или гномон солнечных часов по их мнению Рахель в седле прятала - но я не понимаю логику этого предположения. Зачем ей часы-то папины тырить???"