← Timeline
Avatar
Shmuel Leib Melamud

Meira Shlepakov

В 1556 году в Кракове вспыхнула эпидемия и, спасаясь от неё, многие жители покинули город, в том числе выдающийся раввин Моше Иссерлес (הרמ"א). Наступал праздник Пурим. Не имея возможности провести его по всем правилам из-за крайнего недостатка в самом необходимом, р. Моше Иссерлес решил в качестве достойной замены заповедям Пурима написать книгу - аллегорическое толкование Мегилат Эстер. Эту книгу он назвал «Стоимость вина» (מחיר יין) и послал своему отцу вместо мишлоах манот.
А ниже одна капля того вина.

«После этих событий царь Ахашвэрош возвеличил Амана» (3:1)

Сказано в Талмуде, что у великих людей дурное начало тоже велико. Чем умнее человек, тем умнее его дурное начало и тем эффективнее оно способно выдвигать сфабрикованные, хитро завуалированные доводы, подталкивающие к греху. И поэтому про Амана, символизирующего дурное начало (йецер а-ра), написано, что он был возвеличен после того, как возвеличился Ахашверош, символизирующий самого человека.

В «Пиркей де-раби Элиэзер» и в «Морэ Невухим» приводится следующая интерпретация рассказа о Змее, известного из начала книги Берешит: На Змее, который был размером с верблюда, ехал наездник - Самаэль. Именно этот наездник и соблазнил Хаву. Когда Самаэль приближался на Змее к Хаве, Всевышний потешался и над ним, и над Змеем-верблюдом.

И разъяснили комментаторы что здесь имеется в виду. Змей – это воображение. Он называется נחש по подобию с прорицателями (מנחשים) и чародеями. И он был размером с верблюда, где под верблюдом понимается большая, но незначительная по своей ценности форма. Такой же является и сила воображения. Она создаёт картину, которая кажется очень значимой, хотя на самом деле эта картина сложена из предметов, не существующих в реальности. А Самаэль – это побуждающая сила. Подобно тому, как наездник управляет животным, предназначенным для верховой езды, также и побуждающая сила управляет силой воображения. Имя «Самаэль» (סמאל) говорит о том, что он вызывает слепоту (מסמא). А то, что Всевышний потешался над Самаэлем, едущим на Змее, говорит о том, что для разума, данного человеку, подобные действия смешны.

Исходя из этого можно понять сказанное в Мегилат Эстер. Злодей Аман и его жена Зэреш – это Самаэль и Змей. Аман был потомком Эсава, ангелом которого является Самаэль. Имя Аман (המן) подобно слову «сумятица» (מהומה), которой пользуется эта сила. А Зэреш – это ядовитая змея и её имя звучит как зэ-эрес (זה ארס, «это яд»). И это имеет в виду мидраш, в котором сказано: «Трое начали свою речь со слова אף – Змей, Аман и министр пекарей, и все трое исчезли из этого мира», то есть эти трое имели одни и те же намерения. Тот, кто слепо следует за силой воображения и вожделения, в конце концов плохо кончит. И об этом сказал Всевышний в начале творения: המן העץ («не от того ли дерева» или «Аман, то дерево»), то есть Аман находился у того дерева в Ган эдене и подстрекал первого человека. И это имели в виду мудрецы, когда спросили: «Где в Торе Аман?» и в ответ указали на слова המן העץ.
Далее в Мегилат Эстер написано, что Ахашверош «вознёс его [Амана] и поставил его трон выше тронов других своих сановников». Аман, он же Самаэль, был наездником, едущем на Змее, о котором сказано: «Змей же был хитрее всех зверей полевых». Смысл этих слов в том, что все силы души прислушиваются к подстрекательствам и советам дурного начала, то есть Амана, и преклоняются перед ним, кроме Мордехая «не становившегося на колени и не падавшего [перед ним] ниц», потому что Мордехай символизирует разум, которым наделён человек, и о котором сказано, что Всевышний потешался и над Змеем-верблюдом, и над его наездником.

👍4
To react or comment  View in Web Client