Самая передовая в мире плановая экономика удивительным образом сочеталась с перманентным товарным дефицитом. Никогда нельзя было угадать, чего будет не хватать. Навскидку: хлопчатобумажного полотна и, соответственно, постельного белья - воровство простыней и наволочек в частях приняло эпидемический характер. Электролампочек. Моющих средств, которых до того было залейся. Нормальной одежды и обуви: орды народа на галереях Гостиного двора до сих пор в памяти. И это задолго до того, как "Горбачев сдал СССР Западу".
До определенного возраста на на это не особо обращалось внимания - возрастной биологический оптимизм брал свое. Помню сентябрь 1979-го. Все лето был сумасшедший дом на железной дороге - какая-то необычайная нехватка грузовых вагонов. Проблему уже нельзя было замолчать и писалось о ней не только в покойной ныне "Социндустрии", но и в других газетах. Большая часть вагонного парка где-то там скопилась и никак откуда-то не выкатывалась: особенно тревожились предприятия сырьевого сектора, шахтеры, нефтяники. И вот именно в сентябре мне нужно было ехать во Владивосток. Толпы народа в световом зале Московского вокзала. Он был под завязку полон нервным народом - поезда задерживались как отправлением, так и прибытием, говоря железнодорожной гварой. Напомню - это при плановой экономике, никаким рынком и не пахло.
Говорить камрадам о продовольственном положении в Казани надобности нет: они сами кому хочешь расскажут. В Питере покупал перед отпуском говядину получше, морозил ее блоками и непосредственно перед отъездом паковал в чемодан, обвертывая блоки выдававшимися теплыми зимними портянками. В пазы между блоками говядины совал пачки масла. Самолет до Казани летел не так долго и садился непосредственно в городе, что было очень удобно - мясо приезжало не размороженным. Но однажды по метеообстановки сели не в Казани, а в Курумоче и надежды на скорый вылет в Казань не было. пришлось ехать из Куйбышева поездом. Мясо начало подтекать, правда не сильно.
К чему все это пишется? Да к тому, что что ни говори, а изменения к лучшему есть. При советах я бы сейчас ходил в зачуханный магазин и вставал бы в очередь на отоварку сахарных талонов с торца.А потом бы выкупал колбасные талоны в торговом зале. А потом искал, где бы купить чая: все ли помнят тотальное отсутствие даже грузинского чая? Овощи как и всегда, покупал бы у бабушек или на базаре - магазинных овощей для меня при советах не существовало.
В пельменной мне бы давали от 13 до 17 пельменей с полусползшим тестом на порцию в белесой жидкости, обозначающей, что они "со сметаной". Не уверен, что часто заходил бы в сельхозки - средний размер пенсии для рабочих и служащий в Татарии в 1983 году составлял 65,2 руб., а не пресловутые 132 рубля, которые всегда фигурируют в сетевых диспутах - 132 рубля - это наивысшая пенсия в 120 рублей с десятипроцентной надбавкой для "ветеранов труда".
Не скажу, что сейчас мне доставляют хинкали из "Пиросмани", но сейчас в чистых и светлых "Пятерочках" и "Эдельвейсах" - магазинах для небогатых людей - я спокойно покупаю за вменяемые деньги то, что не смог бы купить в социалистической Казани никогда. Желающие могут грустить об "Иверии" и чудесной докторской по 2-10, я о них не грущу - уж такое я говно.
Некоторые говорят, что "отношения между людьми и сама атмосфера в советском обществе были чище и добрее". Не знаю. У каждого свой жизненный опыт. Но следует принять во внимание одно, как мне кажется, важное обстоятельство. Имею в виду ту самую "уверенность в завтрашнем дне", которая действительно была. Она заключалась в том, что тебе всегда выплатят аванс и получку, ты не будешь платить за операцию и ты не останешься без крыши над головой. При таких условиях отношения вполне могут быть добрее. Сложнее быть добрым при нынешних социально-экономических условиях.
Один пользователь в комменте к предыдущему заявил: "Вообще, считаю, что рассуждать об этом времени, тем более, давать оценки ему вправе только те, которые жили в данном обществе хотя бы до отрочества". Отчего же так строго? Куча историков, культурологов и прочих представителей псевдонаук без устали рассуждают, например, о пушкинских временах или о Второй мировой, "не пожив в данном обществе" не то что "до отрочества", но даже и одного дня. И ничуть не обинуясь дают тем временам оценку, в некоторых случаях даже за деньги.