← Timeline
Avatar placeholder
Shmuel Leib Melamud
Колонка про «Еврейское государство» Герцля

Шауль Резник

У армянского радио спрашивают, кто является коммунистом. «Коммунист — это тот, кто читал произведения Владимира Ильича Ленина», — рапортует ведущий. «А кого считать антикоммунистом?» — продолжает интересоваться настырный слушатель. «Того, кто эти произведения понял».

Этот старый анекдот вспомнился аккурат в прошлую субботу, когда из закромов книжного шкафа мне в буквальном смысле упала на голову пожелтевшая брошюрка: Теодор Герцль, «Еврейское государство», юбилейное переиздание с предисловием премьер-министра Менахема Бегина. До этого момента о содержании программного произведения венского драматурга, которое положило начало политическому сионизму, мне было известно исключительно по выжимкам в энциклопедии.

Итак, открываем и читаем. Еврейский вопрос существует, квасной, пивной и шампанский патриотизм «инвалидам пятой графы» не помогает. Поголовная ассимиляция — вещь неплохая, но из-за глубоко укоренившегося антисемитизма невозможная. Поэтому д-р Герцль предлагает уникальное решение — тра-ба-да-ба-дам! — создать еврейское государство, которое убьет двух зайцев: решит еврейский вопрос путем массовой иммиграции, а также улучшит положение ассимилированных евреев, не желающих эмигрировать.

Если первый пункт представляется худо-бедно логичным (ненавистные евреи убираются с глаз вон, нет человека — нет проблемы), второй вызывает недоумение. Следим за залихватским полетом мысли драматурга: антисемитизм, в частности, вызван наплывом понаехавшего еврейского пролетариата в Западную Европу. Когда будет создано еврейское государство, пролетариат туда уедет, и антисемитизм прекратится. В свою очередь, ассимилированная буржуазия докажет свою лояльность населению Англий-Франций-Германий именно тем, что никуда не уедет, а останется на доисторических родинах. Сбиты с толку? Я тоже.

За сорок с чем-то лет до Катастрофы оптимист Герцль считает, что уничтожить или существенно дискриминировать евреев в наше время нельзя. У них-де всё движимое имущество находится в акциях предприятий и спрятано в сейфах, и в век глобальной экономики XIX века попытка наложить лапу на еврейское имущество негативно скажется на всех остальных. То, что евреев можно централизованно ограбить, потом убить, а напоследок еще и выдрать золотые коронки, интеллигентному автору «Еврейского государства» и в голову не приходило.

Кстати, насчет денег. Переселять в еврейское государство литератор предлагает сначала самых бедных, чтобы те построили инфраструктуру для менее бедных. За несколько десятилетий очередь дойдет и до богатых, которые приедут на всё готовенькое. Эх, оживить бы изобретательного доктора в середине 70-х, когда восточные старожилы пренебрежительно называли репатриантов из СССР алией двух «В» (виллы и «Вольво») и пеняли им на то, что инженеры и врачи требуют трудоустройства по специальности, не желая работать у станка. Евреи Востока, что интересно, в сочинении уроженца Австро-Венгрии вообще не упоминаются. В качестве потенциальных чернорабочих он указывает на выходцев из России и Румынии.

Герцль настаивает на постепенной эмиграции именно потому, что массовый переезд евреев из одной страны в другую неизменно оборачивался всплеском антисемитизма по адресу новоприбывших. Включая актуальное на момент написания брошюры создание сельскохозяйственных колоний в Аргентине. Поэтому в качестве противоядия он предлагает... разъяснительную работу: «Правда, теперешнее переселение евреев произвело там свое неудовольствие, но нужно объяснить аргентинскому правительству существенную разницу теперешней эмиграции от предполагаемой». Раньше, дорогое аргентинское правительство, приезжали неправильные пчелы, которые давали неправильный мед, а теперь будут приезжать правильные. Поэтому без антисемитизма, пожалуйста!

С Палестиной, которую Герцль рассматривает в качестве второго варианта, всё еще смешнее. Основной упор он делает на разъяснительную работу с турецким султаном и христианами, напрочь не обращая внимания на такую, казалось бы, мелочь, как арабское население. А армия, что бы вы себе ни думали, еврейскому государству вообще не нужна — оно будет сохранять нейтралитет и вполне сможет обойтись милицией для поддержания внутренного порядка.

Каким будет стиль правления в будущем государстве? Герцль предпочитает монархию, но из-за печального опыта Израильского и Иудейского царств склоняется к аристократической республике. Напомню, что речь идет о власти абсолютнейшего меньшинства, кучки олигархов, военных или философов. Выборы? Не смешите меня. В аристократических республиках государственные должности передавались по знакомству или от старшего родственника — к младшему.

Раввинам ассимилированный автор предписывал функции пропагандистов-агитаторов. Во время богослужений (!) они должны знакомить прихожан с целями сионизма и оповещать об указаниях, спущенных свыше Еврейским обществом и Еврейским союзом — прообразами Еврейского агентства «Сохнут» и фонда «Керен Кайемет». Неудивительно, что сионизм наткнулся на оппозицию в религиозных кругах, не желавших, кроме всего прочего, превращать синагоги в информбюро.

Впрочем, за нагромождением наивных экономических и социальных моделей, уверенности в том, что антисемитизм можно искоренить начисто и общего утопического характера будущего государства в тексте «Еврейского государства» скрывается фраза, которую стоит привести целиком: «Нас одинаково ненавидят и презирают, как за наши успехи и преимущества, так и за наши ошибки».

Ненавидели и ненавидят. Сионизм не решил и десятой доли проблем, характерных для еврейского народа. Научные достижения вылились в академический бойкот, антисемитизм нынче называется модным и политкорректным словом «антисионизм», любая точечная антитеррористическая операция в Газе или на Западном берегу оборачивается заголовками про геноцид. И как же хорошо, что спонтанно сформировавшийся Израиль, демократический и более-менее бесклассовый, вооруженный до зубов и абсолютно не нейтральный был построен абсолютно не по Герцлю.

2015 г.

👍6
To react or comment  View in Web Client