Согласно талмудической традиции, заповедь есть мацу действует только в первый вечер Песаха. А запрет есть хамец остаётся в силе семь дней. Более того: хамец запрещено не только есть, но и иметь в своём владении. Если маца - это память об Исходе, то почему Тора разрешает человеку питаться в Песах мясом и картошкой, без всякой мацы, главное, чтобы хамеца не было? Каково значение уничтожения хамеца и отказа от него (кроме позднего драша о злом начале)?
Йехезкель, 20:6-9 В тот день поднял Я руку Мою (с клятвой) им – вывести их из земли Египетской в землю, которую изыскал для них, текущую молоком и медом, краса она всех земель. И Я сказал им: пусть отвергнет каждый мерзости (что пред) глазами его, и идолами Египта не оскверняйте себя: Я – Г-сподь Б-г ваш. (8) Но они восстали против Меня и не хотели слушать Меня; никто не отверг мерзостей, что пред глазами их, и идолов Египта не оставили они. И Я думал излить гнев Мой на них, истощить ярость Мою над ними в земле Египетской. (9) Но Я поступил (так) ради имени Моего, чтобы не осквернилось (оно) в глазах народов, среди которых они (находились), пред глазами которых Я открылся им, чтобы вывести их из земли Египетской.
Из этого отрывка следует, что в качестве условия Исхода евреи должны были оставить египетских идолов и египетские мерзости. Другими словами - оставить всю египетскую культуру и стать самими собой, народом кнаанских пастухов. (Об этом я уже писал). Для древнего Египта характерно: а) обилие квасного хлеба, десятки известных видов выпечных изделий; б) отсутствие мелкого скота (который хорошо пасти в пустыне и в горах), вместо него - домашняя птица и крупный скот; в) культурные огородные растения. Поэтому в качестве демонстрации разрыва с Египтом евреи едят: а) баранину или козлятину; б) пресный хлеб, пищу пастухов; в) дикорастущую траву "мурар" (так она называется по-арабски). Полное уничтожение хамеца, отказ от него на неделю - это воспитательный, педагогический приём. На неделю откажитесь от Египта, если уж совсем не можете. А маца - всего лишь память о том, что египтяне быстро-быстро выперли нас из страны после поражения первенцев. Так говорит и Ибн-Эзра: "Заповедь есть мацу в этот день – напоминание о том, как ели её наши предки. А тот, кто ест хамец [во время Праздника мацот], как будто отрицает Исход, поэтому он и наказывается свыше каретом." (краткий комментарий к Шмот, 12:14)
(р.Менахем Либтаг)