На фото: президент Ботсваны Серетсе Кхама, комиссар полиции Саймон Гиршфельд, вице-президент Кветт Масире, 70-е годы.
Как сказал комиссар Гиршфельд израильскому генералу полиции Цви Бару в 1985, когда тот приехал в Ботсвану для организации антитеррористического подразделения: "Меня зовут Гиршфельд. Вы, конечно, удивлены, откуда это еврейское имя? Мы одной крови". Цви Бар, описывая эту встречу в мемуарах, перепутал Ботсвану с Бопутатсваной, но главное он запомнил правильно.
Массовая еврейская эмиграция в конце 19-го века в Южную Африку кроме обычных еврейских общин породила и необычные случаи. В 1895 братья Адольф и Макс Гиршфельды приехали в Бечуаналенд, поселились в Молепололе и развернули большой бизнес, главным образом торговлю шкурами. Оба женились на местных женщинах из племени квена, родились дети, за ними внуки.
Один из этих внуков, Саймон Гиршфельд, служил в полиции Бечуаналенда, с получением независимости Ботсваны в 1966 прошел курсы подготовки в Великобритании, продвинулся в званиях и в 1971 стал первым местным комиссаром полиции, сменив британского офицера. Он возглавлял полицию Ботсваны четверть века, до 1995. Одновременно его брат Адольф Гиршфельд возглавлял контрразведку. Таким образом братья Гиршфельды были практически главными силовиками в государстве, учитывая, что армия в Ботсване была создана только в 1977 и не играла такой роли, как в других африканских странах. После выхода в отставку оба продолжают занимать важные посты в правительственных комиссиях и правлениях госкомпаний. У них было еще три брата, которые тоже служили по государственной линии.
Сейчас клан Гиршфельдов в Ботсване большой и разветвленный: чиновники, бизнесмены, врачи, инженеры, артисты, музыкальные продюсеры и кто угодно. В общем, "евреи, евреи, кругом одни евреи".