Пару слов о разнице между израильтянами и американцами.
Я много лет преподаю на юрфаке в Штатах, и еще параллельно короткие курсы на юрфаках в Израиле.
Часто мы начинаем с такого упражнения.
Представьте, что вас только что приняли в новый универ, и вам нужно найти двух-трех человек (тоже студентов), чтобы вместе снимать квартиру. Вы этих людей не знаете, квартиры вы пока не выбрали, и что в ней будет (какие спальни, ванные, бытовая техника, и так далее), вы не знаете.
Задание: составьте «конституцию квартиры» — договор с людьми, которых вы не знаете, о том, как вы будете делить ресурсы (комнаты, стоянку, и прочее), которых вы пока не знаете, и как вы будете делить власть (право принимать решения), ценность которой вы пока тоже не знаете.
Эксерсис очень интересный.
И американские студенты, и израильтяне, уже пожили с соседями или в общагах, и отлично понимают, откуда растут ноги конфликтов.
И тут начинается.
Американцы в большинстве своем ведут себя, как тургеневские барышни. Как, сосед может притащить кого-то в дом, чье присутствие вас не устраивает? Или сожрет вашу еду из холодильника? Или затопит соседей снизу? Будет играть громкую музыку? Не заплатит вовремя за квартиру? Через месяц вы находите Богиню, решаете с ней съехаться, и вам нужен процесс расторжения связи с квартирой?
Каждый подобный элемент из американцев нужно тащить клещами. Хотя, повторяю, это — не разнеженные богатые дети, они перед юрфаком уже окончили какой-то другой факультет и большинство уже где-то работало.
Но зато израильтяне!
Без запинки и с упоением строчат списками ужастей и кошмарыстей, которых можно ожидать от ближнего своего. И соревнуются, кто придумает самое каверзное. И побольше.
И тут же объясняют, почему самые очевидные решения, вроде «ну обсудите это еще до того, как подписывать вашу квартирную конституцию» не помогают.
То есть в категории «Здравый Смысл» израильтяне лидируют с огромным отрывом.
И тут я перевожу разговор на системные способы решений, которые не были бы уникальными для этих конкретных соседей, и вообще для жилья.
И израильтяне немедленно говорят, что решение — «госрегулирование».
А американцы — нет. Американцы пытаются придумать какие-то не-государственные решения.
Меня каждый раз изумляет эта рефлекторная реакция у израильтян. И это — умная, изобретательная молодежь с отличной чуйкой на источники зла. Казалось бы, ну сделай же следующий шаг: заметь, что гос бюрократ, судья, распределитель финансирования театрам и школам — они такие же люди, как твои гипотетические соседи по квартире.
Но нет. Израильтяне бросают руки в воздух, типа, Jesus, take the wheel государство, возьми этот руль, я же просто бессильный червяк.
А американцы упираются и хотят сами.
Хотя при этом американцы отказываются видеть очевидное и верят в розовых пони. Прям удивляешься, как они дожили до такого возраста и не провалились в открытый люк.
Я уж не знаю, есть ли причинно-следственная связь между наивностью и верой в собственные силы, и если да, то в каком направлении.
(Разумеется, это просто личные наблюдения, а не системное исследование.)
