← Timeline
Avatar
Shmuel Leib Melamud

Лариса Амир

Не успела написать вовремя. Дата была вчера [10 августа 2021 г.] - 17 лет со дня нашей... ну, свадьбы, разумеется, никакой не было, и хупы тоже, а был тот самый, пресловутый брак через посредника, про который я даже собралась почитать в википедии и в разделе про иудаизм обнаружила один-единственный пример, - а именно, наш случай 😉

Впрочем , брак через посредника у евреев был довольно распространенной практикой... только очень давно. Говорят, века до семнадцатого. Это происходило, например, так: еврейский папа, уезжая по торговым делам, подыскивал сыну невесту где-нибудь в дальних краях и, чтобы обойти галахические трудности путешествия с незамужней девушкой-невестой, посвящал ее в жены сыну кольцом или другой вещью, принадлежащей тому (естественно, с согласия последнего).

Но мы, конечно, прибегли к столь экзотической процедуре не из любви к старине, а по причинам куда более прозаическим. До этого была довольно длинная цепь неудач. Началось с того, что мы даже еще не успели подать просьбу о разрешении на брак, а тогдашний глава УТ [Управления тюрем] Яаков Ганот уже выступил с заявлением во всех СМИ, что не даст своего согласия "по соображениям совести". Заметим в скобках, что совесть не помешала ему разрешать браки кого угодно - включая террористов, уголовников с пожизненными сроками и т.д. (примерно в тот период, если не ошибаюсь, состоялась свадьба Сегалит Хаймович, отбывавшей срок за убийство приятеля-подростка, и другого заключенного, тоже осужденного за убийство; о них трогательно писали, что их роман завязался на тюремном конкурсе-реалити "Кохав нолад"). Но в нашем случае совесть главы УТ оказалось непреодолимой преградой, которую мы попробовали обойти с помощью судебной апелляции - сначала в окружной суд, а затем, после отказа, в Верховный. Между этими двумя апелляциями член Кнессета от Аводы Эйтан Кабель попытался провести закон, который мог бы стать дополнением к уже существовавшему "закону Игалю Амира" - о том, что убийцам глав правительства запрещается заключать брак, - но надо отдать должное, Ликуд отказался поддержать эту инициативу (доходим до того, что надо отдавать должное и за такое, такие вот заслуги у нас нынче). Так что вся надежда у Кабеля и его соратников была на Верховный Суд, - и он их не подвел.

Это был дивный спектакль. На этой апелляции я познакомилась с Шаем Ницаном, который тогда был мало кому известен, но уже исполнял обязанности ответственного по "еврейскому террору" и лично курировал все вопросы, связанные с Игалем. Он представлял прокуратуру. Даже журналисты - мягко говоря, к нам не расположенные, беззвучно захлебывались смехом и зажимали себе рот, когда Шай Ницан начинал красочно расписывать, как Игаль "даже одним жестом, без слов" сообщит мне секретную информацию, которую я передам... аль-Каиде, наверно? Но это уже он не уточнял.

Нас все это время представлял адвокат Шмуэль Каспер. Он делал это на добровольных началах, не получая ни шекеля - ни от нас, ни от "Хонену" и других организаций, ни от общественной адвокатуры. Это и в самом деле была исключительно добрая воля с его стороны. Мы много раз ездили вместе на заседания, и как-то я сказала ему, что его поведение очень не характерно для местных адвокатов. "Это потому, что я не отсюда", - засмеялся он (родился и вырос в Англии). А в еще одном разговоре он сказал мне, что каждый день встает с чувством, будто "воюет с целым государством" (похоже, так оно и было); но это уже другая история.

В общем, Верховный суд, в составе Аарона Барака, Хешина и Тиркеля (который считался правым и во время заседаний даже давал понять, что не верит Ницану), выслушал стороны и единогласно постановил, что нам "нет смысла заключать брак". Именно так. Поскольку личные свидания наши - как убедительно доказал товарищ от прокуратуры - поставят под угрозу всю безопасность страны, а без личных свиданий нет смысла в браке. Поэтому сначала добейтесь разрешения на личные свидания, а потом поговорим.

Но мы не согласились с их мудрым советом, и Игаль раскопал эту галахическую процедуру. Кстати, к вопросу о прослушивании телефонов: наши беседы, конечно, прослушивались и даже записывались на пленку, но, несмотря на страшную опасность, прослушаны они были уже в записи, ретроактивно. Только так можно объяснить, что УТ никак не вмешалось в наши планы по проведению этой процедуры, а она требовала немалой подготовки - продумывания и тщательного соблюдения всех деталей, и без обсуждения по телефону - в максимально завуалированном виде, но тем не менее - мы обойтись не могли. Тем временем Игаль посвятил в свой план родителей, они купили кольцо, и Шломо с одним из своих друзей (забавным образом, полным его тезкой, при этом, не родственником) поехали в Бней Брак и получили благословение на брак от одного из крупнейших раввинов, главы раввинистического суда р. Нисима Карелица, благословенна его память.

Самое трудное во всем этом было сохранить все в тайне, любое вмешательство ШАБАСа - и все бы сорвалось. Но каким-то чудом это не вышло наружу, и во второй день месяца элул я поехала в Герцлию в дом семьи Амир, прихватив одолженный подругой для этой торжественной цели сарафан). Ввиду сугубой секретности, дата была полной неожиданностью и для семьи Амир, Геула в это время была в Цфате на фестивале кляйзмеров и узнала обо всем только по возвращении (мы умоляли всех никому ничего не рассказывать по телефону), а Шломо и сестры Игаля на скорую руку собрали скромное угощение. Приехали издалека два свидетеля, и в их присутствии Шломо вручил мне кольцо (которое оказалось сильно велико, потому что, естественно, было куплено без всякой примерки). Это было формальное начало.

Продолжение проходило через раввинат, которому очень не хотелось заниматься этой галахической проблемой, и они успешно абстрагировались от нее почти год. Весь этот год наш статус так и оставался неопределенным, пока в результате голодовки Игаля, продолжавшейся, кажется, 23 дня, представители УТ сами не обратились в раввинат и не попросили их наконец уже разобраться с этой досадной темой. В тюрьму прибыла делегация, которая очень тщательно изучила все детали процедуры, - видимо, в надежде найти зацепку, чтобы признать ее недействительной, но, к счастью, ничего не нашлось, и Игаль доказал им, что все соответствует правилам. Таким образом было вынесено решение (и не раз слышала от знатоков, что этот интересный случай войдет - или уже вошел - как прецедент для изучения соответствующих галахических законов).

Правда, этим дело не закончилось, и министр внутренних дел (Офир Пинес - тоже от Аводы) объявил, что, несмотря на решение раввината, отказывается регистрировать этот брак. А чего там, раввинат ему не указ. Но это уже была просто попытка тянуть время - полгода на следующую апелляцию, поданную нашим неизменным Каспером и на этот раз выигранную им.

Так вот о времени: семнадцать лет. Не очень много, но и не так уж мало, с учетом всех обстоятельств. Тогда, семнадцать лет назад, я все же верила, что обстоятельства будут меняться к лучшему. Они - нет. Но спасибо Всевышнему за то, что есть.

Вот как-то так, такая история - для тех, кто ее не слышал... 😉

#fbmemories

👍😢4
To react or comment  View in Web Client
Comments (1)
Avatar

- лютый трындец вся эта история с персональным законом, персональным отношением к Игалю и иконизация Рабина.
От неё на столько дурно пахнет, что видимо, если Игаль заговорит, то огромное количество людей затронет... вот и сидит.

👍1
To react or comment  View in Web Client