Посмотрели фильм «Бессмертный». В оригинале фильм называется Sisu — это такое непереводимое финское слово, которое примерно означает «Брюс Уиллис».
1944 год, немцы отступают из Финляндии и используют тактику выжженной земли, то есть уничтожают всё за собой. В Лапландии это сложно, потому что там и так ничего нет.
Показывают главного героя — это мрачный бородатый мужик в годах, который решил сменить жажду крови на жажду наживы. Война его, бывшего солдата, больше не интересует — он ищет лапландское золото. Вместе с ним золото ищут собака породы финский пудель и конь породы финский конь.
Мужика зовут Аатами.
Вот Аатами стоит над лапландской пустошью в позе уборщицы и шурудит железным подносом песок на дне ручья. Он находит золотую песчинку и орёт.
Мы довольно плохо понимаем в золотодобыче, но, похоже, если золото есть в воде, то есть оно и в земле. Показывают лапландскую пустошь, котору Аатами зверски издырявил ямами.
Над Аатами летят вдаль бомбардировщики, горизонт озаряется пожарами, но Аатами не обращает внимания. Он дырявит Лапландию.
Изрядно покопав, Аатами находит золотую жилу. Жила нагло блестит желтым боком, Аатами плачет, надалбливает себе полную лошадь золота, садится верхом и выезжает на дорогу.
В конце дороги его ждёт банк с опрятными вкуснопахнущими операционистками и невероятно огромная куча денег.
И тут из-за угла танк.
Натурально, навстречу Аатами по полностью безлюдной Лапландии едет отряд нацистов, состоящий из танка, двух грузовиков и, конечно, мотоцикла с коляской. Всем известно, что без мотоцикла с коляской нацисты не нацисты, а так — черт-те что и сбоку гитлер.
В первом грузовике сидят рядовые зольдаты. Во втором грузовике передвижной бордель — там пленные финские женщины. Верхом на танке сидит офицер — он выглядит как Игорь Верник.
Отряд останавливается, и Аатами медленно и мрачно проходит мимо них. Помощник немецкого офицера, мясистый снайпер Вольф, вскидывает винтовку. Он хочет пристрелить Аатами в спину, но офицер говорит, что Аатами помрёт и без них.
Аатами заезжает за холм и встречает ещё один грузовик с немцами. Избежать ни первых, ни вторых немцев Аатами не может, потому что персонажи жестко пришпилены сюжетом к дороге. Она в Лапландии одна — с одного конца Норвегия, с другого — банк со вкуснопахнущими операционистками. Посередине на дорогу нанизаны нацисты и Аатами.
Вторая группа немцев оказывается более деятельной, они начинают щупать Аатами за коня, трогать золото, стрелять по уходящему зигзагами финскому пуделю, ставить Аатами на колени и невежливо тыкать его стволом автомата.
На тычках стволом в Аатами включается Сису. Теперь Аатами нету, есть только Сису. Он начинает дырявить немцев. Немцы значительно более мягкие, чем лапландский грунт, поэтому Аатами дырявит их с легкостью.
Брызжет кровь, чвякают размозжаемые члены.
Под стрёкот автоматов и истошные вопли четырём немцам приходит сисун, но звуки расправы слышит Верник на танке. Он командует развернуться и проверить, что там случилось. Отряд находит следы расправы и выпавший из Аатами кусочек золота.
Верник начинается гнаться за Аатами на танке по Лапландии, стрелять по нему из пулемёта и даже немного из пушки. Напоминаем, что все персонажи всё ещё движутся строго по дороге, никуда не сворачивая. Можно хоть весь фильм показывать сбоку, ничего не упустите.
Аатами галопом скрывается за дальним холмом, а Верник останавливает танк и самодовольно смотрит вдаль. Он оставил за холмом минное поле.
Гремит взрыв, над холмом ненадолго подлетает Аатами (целиком) и финский конь (фрагментарно). Немцы неторопливо отправляются посмотреть, как там золото.
Тем времене Аатами приходит в себя. Вокруг лежит конь, золото и мины. Пока оглушенный Аатами собирает золото в сумки, сзади подъезжает Верник с отрядом.
Мясистый снайпер Вольф вскидывает винтовку. Он собирается пристрелить Аатами, у того опять включается Сису. Сису хватает камень и бросает его в мину, лежащую между ним и немцами. Мина взрывается, детонируют еще две соседних, Аатами заволакивается дымовой завесой.
Верник кричит всем стрелять в направлении золота. Все некоторое время стреляют в дым, а потом отправляют разведчика проверить, насколько издырявлен труп Аатами.
Разведчик крадется к дымовой завесе, медленный и осторожный, как на льду.
Тут из дымовой завесы по параболе вылетает мина и бьёт разведчика точно в лоб. Разведчик размазывается по пейзажу. Верник приказывает ещё двоим расходным немцам добежать до Аатами, они бегут и тоже размазываются.
Дым рассеивается, Аатами не видно. Немцы достают из грузовика-борделя пару девиц и назначают их девицами разминирования.
Девицы бегут впереди по дороге, за ними движутся два грузовика и танк. И, конечно, мотоцикл с коляской. Девицы более везучие, чем немецкие разведчики, поэтому больше на минах никто не размазывается.
Среди остатков финского коня Верник находит боевой жетон Аатами и звонит из танка немецкому генералу.
Генерал говорит, чтобы Верник разворачивал оглобли и уходил, потому что Аатами известный персонаж: своего первого русского он убил в Зимней войне, а потом потерял семью, сорвался с цепи и завалил еще человек триста русских, прежде чем перешел к золотодобыче с пуделем. А русские там, немцы — ему вообще всё равно, кому выпускать кишки. Конец связи.
Но Верник говорит снайперу Вольфу, что назад они не поедут — война всё равно почти проиграна и их точно вздернут. Единственный шанс спастись — раздобыть золото Аатами и купить себе свободу.
Раненый Аатами добредает до какого-то сгоревшего грузовика, залезает под него и лечится мхом. Грузовик, понятное дело, стоит у той же самой дороги. Если персонажи отойдут от дороги, они потеряют друг друга и никакого кино не выйдет.
Задремавший было Аатами слышит приближающийся отряд и залезает ещё глубже под грузовик, чтобы выждать момент.
Тут надо сказать, что отряд немцев под командованием Верника не простой, а раздвижной. Например, сейчас в нём появились овчарки.
Собаки идут по следу Аатами, хотя куда он с единственной дороги денется? Никуда.
Аатами выжидает момент и бросается из укрытия под днище ещё рабочего грузовика, который проезжает мимо. Он вцепляется и висит снизу, а потом ножом протыкает грузовику бензобак. Бензин брызжет, обливая Аатами и сбивая собак со следа.
Отряд останавливается понюхать бензин. Тут Аатами выскакивает из под грузовика и бежит в сторону от дороги. Непонятно, на что он рассчитывал, потому что Лапландия всё такая же плоская, как и в начале фильма. Его замечают, а снайпер Вольф вскидывает винтовку.
Верник говорит погодить с винтовкой и чтобы на Аатами спустили собак. Нацистская овчарка несется на Аатами, но тот использует трюк.
Аатами поджигает себя.
Овчарка тормозит — она не дура бросаться на горящего мужика и готова подождать, пока он пожарится. Но Аатами не жарится. Рядом с ними посреди безлюдной Лапландии оказывается маленькое озеро с мостками. Отчаянно чадя и воняя палёным, Аатами пробегает по мосткам и ныряет в озеро.
Сумки с золотом тянут его на дно, сверху стреляют нацисты.
Верник командует своему раздвижному отряду достать Аатами со дна. Посреди озера появляется лодка с нацистами. Первый нацист в полном обмундировании — при каске, ранце и сапёрной лопатке — прыгает в озеро и начинает тактически погружаться.
Он висит в глубине и оглядывается, но тут под музыку из фильма «Челюсти» к нему со спины подплывает Аатами, перерезает горло и дышит выходящим из немца воздухом.
На поверхность всплывают кровавые пятна. Верник с берега командует повторить номер. Следующий нацист ныряет в озеро и скоро возвращается обратно в виде кровавых пятен.
В лодке остается одинокий вёсельный нацист. К нему с подветренной от Верника стороны всплывает Аатами. Видимо, он грозит нацисту, что подышит им так же, как подышал предыдущими двумя, и лодка гребёт к противоположному берегу.
Снайпер Вольф вскидывает винтовку и пристреливает вёсельного нациста за дезертирство, но Аатами таки добирается до берега, и прикрываясь со спины трупом нациста, убегает за холм.
Аатами бредёт в вечерних сумерках в поисках другой дороги. Персонажам, как вы помните, противопоказана пересеченная местность. Он находит дорогу, набредает на развалины автозаправки и засыпает.
Проснувшись в темноте, он выходит и видит, как к нему бежит финский пудель. Аатами обнимает пуделя, но пудель оказывается заминирован. Запал гранаты догорает. Аатами отрывает гранату от пуделя и отбрасывает ее в сторону в последний момент. Взрыв оглушает Аатами.
Пуделя поймал и заминировал Верник, и теперь они со снайпером Вольфом тащат оглушенного Аатами к придорожной вывеске и собираются повесить. Они вешают Аатами. Тот висит, но тихонечко терпит и пока не умирает.
Верник с Вольфом удаляются. Аатами замечает торчащую из опоры вывески арматуру и надевается на неё простреленной ногой. Просто чтобы снизить давление на шею.
Наполовину повешенный, наполовину насаженный, Аатами висит так до утра.
Утром рядом с ним садится немецкий истребитель в поисках топлива. Ветер от винта накреняет вывеску. Аатами раскачивается на шее, пытаясь стряхнуть веревку с вывески и упасть на землю.
Ему это удается. Злой от недостатка кислорода Аатами убивает немецких лётчиков, прижигает себе спичками пулевые отверстия, пальцами вытаскивает из себя осколки, проволокой зашивает раны, обеззараживает повреждения бензином и угоняет самолёт.
На самолете он обгоняет отряд немцев и падает на дорогу перед ними. То ли это был такой план, то ли Аатами увидел с высоты сюжетную дорогу и потерял контроль над собой.
Когда немцы находят самолет, в нем лежит мертвый летчик с петлёй на шее. Они узнают петлю Аатами, покрываются ужасом, объезжают самолёт и ускоряются вдаль, сквозь пыль и туман.
Но хитрый Аатами уже воспользовался остановкой и проник в немецкую колонну. Он входит в неё через бордель.
Стерегущий финских женщин немец получает кайлом в грудь и выбрасывается из прикрытого тентом кузова под едущий следом танк. Замыкающий колонну мотоциклист (с коляской) видит на дороге плоского немца и удивленно спрашивает соседа по коляске, не их ли это коллега по нацизму. Озадаченные, они продолжают ехать.
В бордельмобиле Аатами раздает девчонкам автоматы и винтовки.
Затем Аатами убивает водителя грузовика и тоже выбрасывает его под танк. Мотоциклисты с коляской во второй раз удивляются, какие знакомые плоские немцы то и дело попадаются им на пути.
За руль грузовика садится самая бойкая девица и тут происходит краткая и ничем не мотивированная сцена женской дискриминации.
Аатами жестами просит девицу чуть притормозить, чтобы приблизиться к танку. Девица кивает и так даёт по тискам, что грузовик тормозит юзом, Аатами чуть не падает под колеса, а огромный танковый ствол входит грузовику прямо в кузов. Сидящие по бокам девицы завороженно смотрят на ствол. Рулевая девица глазами показывает Аатами всяческие пардоны и снова ускоряется. Ствол медленно выходит из кузова назад.
Тут в танке начинают подозревать неладное. Двух раздавленных нацистов они не заметили, окей, но теперь механик-водитель внимательно вглядывается туда, куда он только что входил стволом. Он видит, как из под тента машет ему охранник девиц и успокаивается. Но на самом деле это не охранник машет. Это девицы усыпляют бдительность танка и машут охранником, будто Степашкой в «Спокойной ночи, малыши».
Грузовик с финскими девицами догоняет грузовик с немецкими мужчинами. Девицы откидывают тент и шквальным огнем превращают нацистов в решето.
Механик-водитель танка, который только что рапортовал Вернику, что всё в порядке, оборачивается и рапортует, что все мертвы.
Но Верник спокоен. Золото при нём, сам он в танке, что может пойти не так? В эту секунду в танковый люк начинает своим верным кайлом стучаться Аатами.
Верник отправляет наверх снайпера Вольфа. Вольф и Аатами бьются на танке, а потом падают с него назад, на землю. Верник командует механику-водителю ехать дальше.
Аатами ходит вокруг лежащего Вольфа, размышляя, с какой стороны лучше вонзить ему кайло. Вот он выбирает подходящее место, но тут подъезжает мотоцикл с коляской.
Мотоцикл останавливается и смотрит на Аатами. Аатами тоже смотрит на мотоцикл сисушными глазами и медленно поднимает кайло. Двое немцев на мотоцикле, которые до сих пор не отличались сообразительностью, вдруг резко всё понимают, соскакивают с мотоцикла и просто убегают прочь.
Аатами садится на мотоцикл и уезжает, будто бы оставив снайпера Вольфа без возмездия. Так сказать, безвозмездно.
Но всё в порядке. К снайперу Вольфу из тумана выходят девицы. А поскольку Вольф был главным по борделю, им теперь есть, о чем с ним поговорить.
Верник на танке подъезжает к стоящему на обочине дороги бомбардировщику. Бомбардировщик ждёт его, чтобы увезти вместе с золотом в безопасные и богатые дали. Верник походя убивает механика-водителя и без сожаления меняет танк на самолёт.
Самолёт начинает разгоняться по грунтовке, а навстречу ему мчится Аатами на мотоцикле с коляской. В последний момент самолёт взлетает, но Аатами успевает на противоходе вонзиться в днище самолёта верным кайлом.
Пока самолёт набирает высоту, Аатами дырявит его кайлом и прорывается внутрь, как Леонид Филатов в фильме «Экипаж».
Верник выходит из кабины посмотреть, что там за шум, они с Аатами начинают боксировать. Верник свежий, для него это первая драка за фильм, поэтому он побеждает. Но Аатами изловчается, пристёгивает Верника к висящей на подвесе бомбе и отправляет вниз. Верник свистит к земле и взрывается.
Аатами устало садится на скамеечку в самолёте, чтобы перевести дух, и тут замечает плавное, но неумолимое изменение тангажа. Оказывается, пилота ранило в пылу сцены и теперь он умер. Самолет летит вниз.
Времени на спасение нет, поэтому Аатами садится в уголок и сжимает зубы, брови, булки и сумку с золотом.
Самолёт с ужасной силой отвесно втыкается в поверхность. Поверхность оказывается болотом, поэтому раздаётся исполинский «чвяк», летят комья тины, а затем наступает тишина.
Показывают группу финских пехотинцев. На них выезжает немецкий танк. На танке гордо сидят девицы, а снизу к пушке, как кабанчик над костром, подвешен снайпер Вольф. Девицы глядят залихватски и говорят, что все нацисты в аду.
Снова показывают болото. Гладкая болотная жижа идёт рябью, потом вспухает пузырьком, а затем из нее на свет божий начинает лезть Аатами, цепляясь верным кайлом.
Вот так же, не выпуская кайла из рук, он входит в банк Хельсинки, увесисто шагает к стойке и вываливает перед вежливой вкуснопахнущей операционисткой сумки с золотом. Аатами просит операционистку поменять ему золото на крупные купюры и говорит «Пожалуйста». Он тоже очень вежливый.
Comments (1)
Этот жестокий фильм с целеустремленным героем создает ощущение, что он был снят Квентином Тарантино. Sisu, с другой стороны, лучше, без единого скучного момента.