Ранним утром в преддверии Дня Искупления наши дедушки и бабушки спешили совершить обряд, символизм которого, на первый взгляд, прост и понятен: брали петуха, желательно, белого, и вращали его над головами всех домочадцев по очереди, приговаривая: "Этот петух - пойдёт вместо меня, этот петух - моё искупление!" А затем несли его шойхету, который кошерно зареза́л птицу, после чего её относили семьям бедняков. Богатые семьи приглашали шойхета на дом. Порой, чтобы не смущать бедняков, зарезанных петухов несли синагогальному служке, чтобы уже он, централизованно, раздал "капойрес" нуждающимся.
В этот день у раввина местечка было много работы: надо было проверять многочисленные тушки на предмет различных физических изъянов, которые были способны превратить птицу в трефную, то бишь, непригодную в пищу правоверному еврею из-за её некошерности. Ему несли и несли и несли окровавленных, с поникшей безжизненной головой, петухов из-за любого сомнения, всё ли с петухом в порядке, соответствуют ли его голени, внутренности и лёгкие требованиям еврейского закона.
И символика этого действа была проста: как и жертвоприношение в Храме, когда приносящему вменялось в обязанность представлять, что это ЕГО режут, ЕГО САМОГО разделывают, ЕГО внутренности воскуряют на жертвеннике, - так и с обрядом "капарот", еврей видел во всём, что делали с петухом, - черный сценарий его судьбы. Которого он, через данный обряд, стремился избежать.
Но, на деле, это глубже. Как всегда, глубже.
Белый петух - это как раз наш позитивный образ. Белый и пушистый. Который мы любовно создаём и лелеем. И, в целом, собою довольны, а как же!
Но приходит День Истины, когда Творец готовы дать искупление, но только тому, кто видит себя в нормальном зеркале, в прямом. Не в кривом и с макияжем. Как можно простить того, кто не живёт своей жизнью, не честен сам с собой? Такой человек - сплошная фальшивка!
И евреи резали этот имидж. Как бы ни были уверены в его правдивости. Потому что себя мы всегда выгораживаем, оправдываем, льстим себе. Всё это - под нож! Снова пробуйте!
Только теперь без самообмана.
Сегодня многие просто дают деньги. Но, снова, это не деньги, это такой вот наш "эквивалент". Серебряный пятак (или даже золотой) - падает в кружку для подаяний, а мы отправляемся навстречу Б-гу, который в Йом Киппур близок к народу Своему.
К тем, кто может видеть себя, как есть.
Comments (1)
Такой же обряд был у жрецов мамбо