Сегодня на лекции у меня было открытие из серии "живите теперь с этим".
Я показывал студенткам, как нужно правильно читать стихи Бялика - с ударением на предпоследний слог. Только так в этих стихах обнаруживается метр, ритм, размер, только так они начинают звучать, а не просто быть бесформенным награждением слов в строке. И студенткам не понравилось! "Как-то монотонно звучит", - сказали они. И я понял, в чём дело.
Для них, а также для их отцов, матерей и учителей, поэзия "шира" - это верлибр и только верлибр. А то, что пишется с ритмом, размером и в рифму, называется "пизмон", тексты для песен. Это совершенно разные жанры. Поэзия - то, что исходит из сердца и выражает чувства, поэтому ей не нужны оковы рифмы и ритма, они стесняют её. Там же, где есть ритм и рифма, глубоких чувств ожидать заведомо не приходится - это для песен. Стихи с рифмой и ритмом банальны, их словарный запас беден и темы их известны заранее. Именно такие стихи годятся для популярных песен. И поэтому, когда оказалось, что Бялик писал с ритмом и рифмой, он сразу стал скучным.
Comments (2)
Верлибр А «свободный стих» — это слюна, на которую обращаешь внимание только тогда, когда она — бешеная (Пастернак)
Верлибр Главное — иметь нахальство знать, что это стихи (Я. Сатуновский).
Верлибр поэтический приём, благодаря которому стихи легче писать и труднее читать. (Генри Менкен)
Верлибр это подстрочник ненаписанных шедевров.
Известно: писать хорошим верлибром труднее, чем классическим стихом, а плохим гораздо легче.
Верлибр стоит оценивать не только как литературное явление. Но и как явление социальное. Он позволяет самым широким массам почувствовать себя поэтами.
В советское время верлибр, как известно, находился под негласным запретом.
Шикарно!