Хотя к началу XX века экономические теории Маркса потерпели крах, в современную эпоху интеллектуальная репутация Маркса растет. Сегодня Маркс входит в число наиболее цитируемых фигур в истории по количеству ссылок в научных журналах. Его работы также входят в число наиболее часто назначаемых чтений в учебных планах американских колледжей. Любопытно, что репутация Маркса выросла и укрепилась в тех областях, которые в его время в основном игнорировались: гуманитарные науки, искусство и “мягкие” социальные науки.
Таким образом, мы приходим к Das Karl Marx Problem: как примирить решительный отказ от экономических теорий Маркса после Маржиналистской революции с тем высоким признанием, которым эти же теории пользуются сегодня среди интеллектуалов, которые в своем большинстве не принадлежат к экономической профессии?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к политическим событиям.
Историков давно занимал феномен медленного распространения теорий Маркса после его смерти. Как заметил Алан Райан, в начале 20 века “экономическое учение Маркса не воспринималось всерьез никем, кроме левых марксистов”. Кирк Уиллис в своем классическом исследовании о принятии Маркса в Великобритании также отмечает “неизбежный факт”, что “марксистская альтернатива была отвергнута подавляющим большинством англичан конца девятнадцатого века — экономистами, лидерами рабочих, рабочими, политиками или интеллектуалами”. К 1920-30-м годам Маркс вышел из этой позиции относительной безвестности под влиянием геополитического события — советской революции.
Это событие создает интригующий мысленный эксперимент, который много раз предлагался, но не был толком исследован. Стали ли политические успехи Ленина и Советов причиной спасения доктрин Маркса и повышения их значимости?
Comments (1)
Спасибо!