Международное расследование заново переписывает всю историю злейшего врага человечества, метицилин-резистентного золотистого стафилококка, MRSA. Оказалось, что люди не так уж и виноваты в том, что антибиотики перестают работать: мы просто в очередной раз оказались заложниками связности всего со всём (как говорил один мой знакомый малыш, склонный к философским наблюдениям), мы стали участниками древней войны, которая происходит в живой природе. Как всегда – неосознанно.
Напомним контекст. Первый антибиотик, пенициллин был получен из плесневых грибков в 1920е гг Александром Флемингом. Пенициллин убивает бактерии; он стал панацеей против многих болезней, в том числе спас жизни бесчисленного множества раненных во вторую мировую войну. Довольно быстро врачи столкнулись с тем, что в больницах возникают инфекции, которые не поддаются лечению пенициллином. Тогда выделили из грибков новый антибиотик метициллин, но почти сразу увидели инфекции, которые не поддаются и ему. Метицилин-резистентный золотистый стафилококк, MRSA сегодня является причиной 170 000 инфекций в год только в Европе, и иногда убивает за два дня. Больничные супер-бактерии, как считалось, возникают в больнице: там много антибиотиков, а значит есть условия для эволюции резистентности, мы как бы выводим породу тех, кого не убили, и невольно сделали сильнее. И еще на скотных дворах, где, как вы знаете из выпуска о супербактериях, мы пестуем резистентность, потому что растим скот на антибиотиках.
В целом резистентность микробов сулит нам закат той эпохи, когда мы можем спокойно пережить пересадку сустава, кесарево сечение или волну осложнений в сезон гриппа.
Так возник один из главных наративов в современной истории: считается, что мы создали условия для эволюции супербактерий, мы невольно вывели новую породу. Считается, что MRSA -- это такое зло, порожденное цивилизацией. Плата за спасение жизней, но и плата за то, что мы, неблагодарные, применяем волшебный эликсир бездумно направо и налево.
Оказалось, что всё вообще не так.
Картина понемногу стала меняться в 21 веке, с развитием геномных технологий. Зная признаки генов резистентности, ученые стали искать их в разных природных источниках, и нашли: оказалось (сюрприз!), что бактерии умеют сопротивляться грибам не только в больницах. Таких супер-микробов нашли в почве, и даже в вечной мерзлоте в Антарктиде, и по датировкам получалось, что им 30000 лет – то есть возникли они задолго до того, как Флеминг соскреб драгоценную плесень с хлебной корки. Бактерии и грибы воевали и воюют без нашего участия.
Но считалось, что такие открытия имеют мало отношения к реальным опасностям для нас: до недавнего времени все эти природные супер-микробы относились к неопасным для человека разновидностям. Да и путь от почвы до больничного отделения казался почти непреодолимым.
Два года назад ученые сделали неприятное открытие: начав смывать и анализировать бактерий с покровов самых разных животных, которые нас окружают, они наконец докопались до ежиков, и обнаружили, что в Швеции и в Дании на коже у них неожиданно много разных клонов MRSA. Опасные супер-стафилококки нашлись у ежей из разных стран – это оказалось скорее правилом, чем исключением, 61% европейских ежей – носители MRSA. Это было первое обнаружение реально опасных для человека резистентных микробов в природе. Но как они туда попали? Возможно, сбежали из больницы или со скотного двора?
Ученые стали искать ключ, какое-то свидетельство, которое позволило бы решить вопрос о происхождении MRSA у ежей.
И вот этот ключ: сообразили, что в Новую Зеландию ежей завезли в 1880е гг, то есть задолго до того, как люди начали взращивать MRSA в больницах. Покровы новозеландских ежей дали ответ, геномы стафилококков на их коже сработали как капсула времени. Наловив ежей в UK, странах Европы и Новой Зеландии, ученые смогли создать надежные родословные деревья их стафилококков при помощи компьютерного анализа, и установить: MRSA у всех ежей в мире происходят от общего предка, который жил в 19м веке.
Это вообще не наша война. На коже ежей происходит битва между грибками и стафилококками, вероятно тысячелетиями – и метицилин-резистентность возникла у них как часть этой войны; возможно стафилококки ежей заполучили именно от почвенных бактерий полезные для них гены устойчивости.
И вот главный результат: сравнив MRSA ежей и людей, авторы обнаружили, что бОльшая часть человеческих MRSA происходит от ежиных. Вероятно, люди заражались MRSA как минимум последние 200 лет – а когда метицилин стали применять в больницах, MRSA получил трамплин для распространения. Скот, вероятно, может быть промежуточным хозяином между ежами и человеком – а применение антибиотиков на скоте лишь создало благоприятные условия для MRSA, потому что он лучше выживает, чем другие бактерии. Вишенка на торте: дополнительный игрок – белый аист, у которого тоже нашли MRSA, и который мог/может быстро переносить стафилококк на большие расстояния по Европе. Мы можем пытаться истреблять MRSA в больницах, но прямо под боком у нас – мощный природный резервуар, о котором мы понятия не имели.
Вся эта история меняет нарратив о грехопадении. Нужно попрощаться с этой вот идеей «была девственная природа, пришел человек и создал зло». История с ежами в очередной раз поворачивает нас лицом к новому, крайне важному для выживания на этой планете рассказу: рассказу о связности мира. Связности всех звеньев живой природы и человека. Нас окружает биосфера, это океан самых разных микробов и разных цепочек взаимодействий. Человек имеет большие возможности, и часто оказывается катализатором – не всегда понимая, катализатором чего. Действительно, когда мы одалживаем у одного микроба (грибка) антибиотик, у этого появляются последствия – например, через ежей и скот к нам начинают попадать супер-бактерии, и дальше мы делаем их в больницах еще сильнее. Вместо того, чтобы бесконечно копаться в идее «экологического греха», нам нужно внимательнее изучать эти связи и продумывать способы иметь с ними дело. Немного напоминает историю с летучими мышами и панголинами, да? И: не трогайте ежей руками и не приносите в дом, нам это и раньше говорили эпидемиологи.
Comments (2)
При этом сам грибок T. erinacei, который живёт на ёжиках и вырабатывает пенициллин, оказывается причиной дерматита: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32988737/
Выходит, зря я батерейки собирал? 🙂