В комментах к позапрошлому посту я обещала ответить на вопрос о результатах поступка Игаля. Тема это очень непростая и объемная, поэтому пока только начну. Но прежде всего – это правда, что история не терпит сослагательного наклонения? Как по мне, так немногие расхожие выражения, эдакие шаблоны мудрости, столь далеки от истины, как это. Анализ альтернативных сценариев – это существенная часть исторической науки; даже термины, кажется, введены, вроде альтернативного моделирования и ретропрогнозирования. И это очень важно для того, что я собираюсь написать.
Для начала напомню несколько моментов, о которых многие забыли или просто не знают.
1. Выборы должны были состояться в ноябре 1996 года.
2. В сентябре (а точнее, до 7 сентября) 1996 года, по соглашению Осло Бет, Арафату должны были быть переданы 30% территорий Иудеи и Самарии – речь шла о районе срединного горного хребта. Тот самый район, по которому проходит 60-е шоссе и в котором располагаются крупнейшие поселения, такие, как Кдумим, Шило, Эли, Бейт Эль и так далее. В этом случае все они оказались бы в том же положении, что и Гуш Катиф после реализации Осло Алеф – вкрапления посреди вражеской территории, тянущейся от Дженина до Хеврона. Та же Газа, только в пяти минутах от Кфар-Сабы, Нетании и Иерусалима, и само собой разумеется, база для палестинского государства, обладающего территориальной непрерывностью. Тогдашние политики были твердо намерены осуществить это до выборов – об этом можно прочитать и у Йоси Бейлина, и в статьях и воспоминаниях других. Ведь это сделало бы ситуацию практически необратимой. Даже если бы правые победили на выборах в ноябре, они оказались бы в ситуации, когда судьба основной части территорий уже решена.
«Даже если бы они победили на выборах» – что подводит к следующему пункту:
3. Повторяют как мантру, что летом и осенью 95 года Нетаньягу намного опережал Рабина на опросах. Это не так. Проверяли, и не один раз. Соотношение было 40 к 40 у каждого, с небольшими отклонениями в ту или другую сторону (например, на следующий день после крупного теракта популярность Рабина чуть падала, а затем снова выравнивалась), то есть ничья. Это легко доказать, но, впрочем, не так важно, как все остальное.
4. И наконец, Рамат а-Голан. По различным свидетельствам, торжественное подписание договора о передаче Сирии Голанских высот планировалось на начало зимы 95-96 года. Черновик договора включал отступление до самого Кинерета – что впоследствии помешало Асаду –отцу согласиться на недостаточно щедрое, по его мнению, предложение Барака. Так что спасибо за уступчивость и щедрость…
Кстати, нужно ли относиться к бредовой идее, что Рабин, мол, на самом деле раскаялся и собирался все исправить, и вот поэтому… и тут-то как раз...? Или и так все очевидно?
В любом случае, пока достаточно и этого.
Comments (1)
То, что она говорит - действительно было вполне реальной вероятностью, но:
На тему 40/40 ... совершенно точно нет, Общество, в основном, слегонца подохренело от скорости "реформ за Мир" и склонялось к более правым тенденциям. Убийство Рабина привело Переса к власти, что продолжило и укрепило "Осло", хоть и в усечённом формате.
Сам факт того, что Игаля до сих пор держат в одиночке, и ему запрещено общение с ...да вообще почти со всем миром, говорит о том, что "он слишком много знает", и что убийство главы государства было подготовлено Шабаком./об этом было много иных звоночков/