Можно уйти из твиттера, но твиттер все равно тебя догонит: нынче там случился скандал, в котором твиттерские превзошли себя. Вкратце, некая замужняя прогрессивная барышня решила потрахаться на стороне, муж поначалу возражал, но потом поддался и, кхм, принял участие удаленно, по зуму (возможно, производителям софта стоит расширить рекламу на новую ЦА). Само собой, историю нельзя было не описать в "закрытом" аккаунте на пару сотен человек, поэтому теперь ее обсуждают всей лучшей соцсетью (кто бы мог предвидеть?). За подробностями можете посетить тамошний зоопарк (хотя я бы не советовал), а я напишу о другом: о недостатках той популярной этики, где ставят "добровольность" во главе угла. Мол, критерий добровольности - это такой золотой ключик, который открывает двери к решению всех этических проблем.
Впечатление такое, что все полиаморные и прочие открытые отношения развиваются у людей по схожей схеме. Одной стороне хочется приключений, а другой не хочется, либо хочется гораздо меньше. Но, если желающая сторона с характером, то она продавливает нежелающую. "А че ты такой непрогрессивный/ая?" В принципе это все уже проходили в истории: во время сексуальной революции в США, когда под соусом "освобождения" скрывался тот еще абьюз. Сегодня же к делу подключается мозгопромывочный психотерапевтический арсенал: "Не нравится? Ревнуешь? Может тебе надо проработать травму, поныть про родителей?" Однако на практике возникает проблема. Критерий добровольности хорош лишь в своей нижней планке. В том смысле, что мы можем объявить: все недобровольное является злом. Но можем ли мы сказать противоположное: что все добровольное автоматически является хорошим, правильным и приносящим счастье всем участникам? Никак нет. На деле оказывается, что кто-то может дать "информированное согласие", а потом ночами рыдать в подушку. По сути попытка подменить "правильное" "добровольным" - это просто попытка подменить этику правом. Этим и занимаются ее адепты: "ряяя, как вы смеете осуждать добровольные отношения взрослых людей?" Игнорируя то, что осуждение не равно попытке запретить.
Секс - это тема, которая особенно ярко подсвечивает недостатки подхода. Потому что секс - это наш главный набор противоречивых стимулов. Одному полу эволюционно было эволюционно выгодно разбрызгать свою ДНК во все доступные отверстия, другому - найти лучшую, а также того, кто будет кормить последствия (и это могут быть разные роли). Людям одновременно хочется стабильных отношений, и приключений на стороне. Хочется быть свободными самим, но при этом контролировать других. Природа запрограммировала людей на многие вещи, но только не на то, чтобы быть цельными. Для обуздания противоречивых стимулов у нас есть неокортекс. Но это инструмент сложный. По моим впечатлениям, большинство людей так и не справляются с его освоением. В общем, секс - это хаос, разрывающий людей на части по принципу "и хочется, и колется". Об этом хаотичной природе секса из публичных феминисток пишет, кажется, только Камилла Палия. И огребает от прогрессивного, либерально-феминистского обкома за свои проблематик тейки. Хотя, казалось бы, кто как не все эти наследники постмодернистов должны понимать, что такое "отношения власти" и маскирующие их дискурсивные практики.
Что подходит для обуздания хаоса? Представим себе два стула (нет, другие). Первый - простая металлическая конструкция. Тяжелый, неудобный кусок железа. Зато он выдержит не только чью-то тяжелую задницу, но и ураган с цунами. Второй: сложная конструкция из множества складных деталей. Удобно носить, легко подстроить под разные нужды. Но в случае малейшей перегрузки: с громким лязгом все разлетается на кучу мелких бесполезных деталей. Так вот, первый - это моногамия. Второй - конструирование сложных систем добровольных взаимоотношений в попытках сделать так, чтобы все были довольны и все хотелки оказались удовлетворены. Но чем сложнее и запутаннее система, тем больше она подвержена разложению и тем скорее вы услышите лязг.
Полагаю, критика эта подходит не только к теме отношений, но и к разнообразным контрактарным политическим теориям.
Comments (9)
Ну, такой же метафорой можно сказать - Госплан может негибкий и неэффективный, как чугунная табуретка, зато надёжнее чем этот ваш рыночек с десятками звеньев цепочки поставок, где каждый игрок независим, не будет 100 сортов колбасы, зато снарядов будет произведено достаточное количество.
В тексте не хватает указания, как различать ситуации, где предпочтительны чугунные табуретки, а где стулья из добровольно договаривающихся - быть ли им стулом - кусков пластмассы 🙂
Под постановкой "добровольности" во главе угла стоит тот эмпирический факт что люди, внезапно, разные.
"Осуждение - не равно попытке запретить"? Конечно нет. Чего тогда мы так на американские кампусы и их студентов взъярились-то? Они же не запрещают еврейским студентам там учиться, просто "наглядно осуждают ужасную политику израильского правительства и геноцид несчастных жителей Газы".
Запрещают. И не принимают, и не пускают в кампус тех, кто уже там учится.
Разумеется, это частные учреждения, и они вольны поступать так, как им захочется (с точки зрения права, а вот с точки зрения закона - не всегда, и тут я с законом не согласен). А взъярились мы на них именно с моральной позиции: они поддерживают убийц, они не соблюдают свой собственный code of conduct, они ханжи и лицемеры. А верующим в науку ещё больнее: для них такое учебное заведение - это храм, и оказывается, что священники творят в нём безобразия.
Это именно то, о чём пишет Пожарский: мораль не исчерпывается добровольностью, не всё, что добровольно - морально, не всё, что добровольно - хорошо, не всё, что добровольно приносит счастье. И если сосед вывалил кучу мусора на своём участке, мы будем ходить мимо неё с отвращением, хотя он вполне имел право это сделать. И нечего нас осуждать за такое отношение.
Не запрещают. Формального запрета для евреев учиться в Лиге Плюща нет.
Остальное - из серии доводов ковидных времён ("является ли обязаловка на непрерывные тесты\вакцинацию фактическим запретом").
А если "запрещать нельзя, осуждать можно" - ну вот они и осуждают.
Если не учитывать Б-жественное откровение, здесь есть только один критерий для различения - эволюционный. Какая этика выживет, переживя остальные, та и правильная.
Так и пусть осуждают. А мы осуждаем их. Какие претензии к нам, в чём наша позиция противоречива?
Не противоречива, а уязвима.
В чём?
Да хотя бы в аргументации "ну он.а как бы выбрал.а но его\её заставили". Если "добровольность" выбора - тема для разбора и осуждения с моральных (или "моральных") позиций, можно начать много чего разбирать. Например темой для разбора будет любой выбор родителей относительно детей - и начнут, понятно, с религии и религиозного образования.
А поскольку "запрещать нельзя осуждать можно", то "мы не запрещаем религию, мы просто не финансируем заведения без ЛИБА". Например.