← Timeline
Avatar
Shmuel Leib Melamud

Victor Vakhshtayn

Когда создатель «Винни Пуха» Милн ставил очередную пьесу, автор «Дживса и Вустера» Вудхаус небрежно замечал: «Отличное произведение! Жаль, что публика считает иначе».

Милн публиковал сборник стихов, посвященных Кристоферу Робину. Вудхаус комментировал: «Раньше он сыну портил жизнь только в прозе. Теперь добьет парня в стихах».

Милн перестал писать и заперся дома. Вудхаус огорчался: «Какого титана мы потеряли! Писать лучше него могли многие, но никто не умел завидовать так, как он…».

Что за кошка пробежала между двумя столпами британской литературы? В молодости они были приятелями, играли в одной команде по крикету. Милн даже финансировал постановку какой-то из ранних вудхаусовских комедий. В конце концов, они оба работали на министерство пропаганды. Правда, Милн – в Первую мировую, а Вудхаус – во Вторую. Милн – добровольно, а Вудхаус – вынужденно. Милн – на английское, а Вудхаус – на геббельсовское.

Когда Париж пал, живший во Франции Вудхаус вместе с женой оказался в лагере для интернированных иностранцев в Верхней Силезии. («Если эта Силезия у них Верхняя, я боюсь представить, как выглядит Нижняя» – иронизировал он позднее.) Геббельс не мог пройти мимо такого подарка. Вудхаусу предложили целый ряд послаблений в обмен на подкаст. В легкой и непринужденной эдвардианской манере тот вещал на Европу и США, рассказывая о сытой и беспечной жизни узников нацизма. На родине это произвело эффект разорвавшейся бомбы.

Услышав о предательстве бывшего приятеля, Милн пришел в ярость. Он поднял все свои армейские и гражданские контакты, чтобы начать активную травлю Вудхауса в Англии. Весьма успешно, стоит признать.

Борьба хороших англичан с плохими после войны разгорелась с новой силой. Вудхаус благоразумно решил не возвращаться домой и улетел в США. Его автобиографический роман назывался «Дрессированная блоха» (так его презрительно именовал другой его бывший приятель, драматург Шон О’Кейси). В итоге, окончательно обвинения в коллаборационизме были сняты с Вудхауса только в начале 1970-х.

Впрочем, простили его раньше. Все же любимый писатель короля, как никак. Былая слава вернулась (в том числе благодаря первой экранизации «Дживса и Вустера», той которая была до Фрая и Лори). Вот тут-то злопамятный Вудхаус вспомнил все. И Милну, и многим другим своим бывшим друзьям. Но Милну – особенно.

Он последовательно создавал образ мелочного, бездарного, завистливого сказочника, не способного написать ничего стоящего, кроме рассказов для детей. И то лишь чтобы сломать жизнь собственному ребенку. Среди множества причин хронической депрессии Милна популярность автора «Дживса и Вустера» занимала не последнее место.

Уже после смерти Пи Джи Вудхауса британская разведка рассекретила его досье. Как выяснилось, работа на Геббельса была не совсем вынужденной. Вудхаус и до войны симпатизировал нацистам, а за свое сотрудничество получал неплохое по военным меркам жалование.

👍💯😠6
To react or comment  View in Web Client
Comments (2)
Avatar

Как видим, всё относительно. Относительны и данные британской разведки.

Avatar

Не устану повторять: талант не коррелирует ни с разумом, ни с совестью. Одно странно: Вудхаус в своих рассказах весьма зло спародировал Освальда Мосли. Почему?

To react or comment  View in Web Client