Захват террористами автобуса номер 300, выполнявшего рейс из Тель-Авива в Ашкелон, считается важной вехой в истории страны. 12 апреля 1984 года четверо молодых палестинцев, вооруженные ножами, захватили автобус – чтобы потребовать освобождения сотен боевиков ООП из тюрем Израиля. Террористы отпустили беременную Эстер Бен-Хур, которая позвонила в полицию. Освобождение заложников возложили на спецназ Генштаба, руководил операцией Ицхак Мордехай.
Автобус остановили у городка Дир эль Балах в Газе, под утро начался штурм, в ходе которого от выстрела погибла пассажирка, военнослужащая Ирит Португез.
В первом сообщении радиостанции "Галей ЦАХАЛ" говорилось, что два террориста взяты в плен. Но уже в следующем сообщении утверждалось, что все террористы ликвидированы в ходе операции.
25 апреля 1984 года журнал "А-олам а-зе" ("Этот мир") опубликовал снимок Анат Сарагусти, на котором Ицхак Мордехай у входа в автобус бьет рукояткой пистолета террориста по голове. Это означало, что не все они погибли при штурме.
По требованию юридического советника правительства Ицхака Замира министр обороны Моше Аренс назначил комиссию по расследованию под руководством Меира Зореа.
Врачи выдали заключение, что двое из террористов погибли от ударов по голове. Сотрудник ШАБАКа Эхуд Ятом показал на комиссии, что видел, как Ицхак Мордехай бил пленных по голове пистолетом, и когда их везли в машине, они умерли от полученных ран. Его версию поддержали и другие шабаковцы, бывшие в той машине.
Комиссия Зореа не смогла возложить вину на кого-то конкретно. Прокуратура все же отдала руководившего операцией Ицхака Мордехая под дисциплинарный суд "за чрезмерное применение силы" в ходе операции. Эхуда Ятома тоже – за то, что дал пощечину одному из пленных. Оба были оправданы.
В ноябре 1985 года три сотрудника ШАБАКа - Рафи Малка, Реувен Хазак и Пелег Реди потребовали у главы ШАБАКа Авраама Шалома обнародовать, что́ на самом деле произошло с пленными террористами – либо подать в отставку. Шалом отказался, а троицу уволил. Они обратились к премьер-министру, но Ицхак Шамир оставил их жалобу без внимания.
В 1986 году троица рассказала юридическому советнику правительства Ицхаку Замиру, что́ же произошло на самом деле: работники ШАБАКа лгали в комиссии, а на деле они сами убили террористов ударами по голове. Замир встретился с Шимоном Пересом, который в рамках ротации был тогда премьер-министром, а также с Ицхаком Шамиром и Ицхаком Рабином, и сказал, что есть подозрения, что ШАБАКом были совершенны уголовные преступления. Замир предложил отправить в отставку главу ШАБАКа и на этом закрыть дело. Триумвират не согласился. Тогда Замир отдал распоряжение начать полицейское расследование.
1 июня 1986 г. новым юрсоветником был назначен Йосеф Хариш. В конце июня было достигнуто соглашение, что Шалом подаст в отставку, и он и другие сотрудники ШАБАКа будут помилованы а-приори и не предстанут перед судом. Шабаковцы получили помилование, признав, что убили пленных террористов. По их словам, ложные показания в комиссии они давали потому, что этого требуют интересы безопасности страны.
Дело рассмотрела новая комиссия под руководством Ландоя. Она запретила ШАБАКу применять пытки при допросе; за исключением случаев, когда есть подозрение, что в Израиль пробрался террорист. При этом следователь может только схватить допрашиваемого за лацканы и трясти его. Была осуждена практика дачи шабаковцами на суде ложных показаний "во имя безопасности страны".
В результате всего этого в народной памяти нападение на рейс 300 запечатлелось не как теракт, а как нарушение ШАБАКом закона.
Comments (1)
Я не хочу чтобы террористам сохраняли жизнь. Которая показывает, как массово с руками по локоть в крови они могут в силу всяческих политических причин покидать израильскую тюрьму и браться за старое. И готова закрыть глаза на нарушение закона. И в тоже время меня ужасает прослушка политических оппонентов и за это я готова отдать под суд все полицейскую верхушку. Вот такие двойные стандарты и мне за них ни капельки не стыдно.