← Timeline
Avatar
Shmuel Leib Melamud
Без шансов

Mikhael Fremderman

85 лет назад западные державы, а, точнее, Великобритания, Франция и Польша - совершили самую свою страшную внеполитическую ошибку. Которая во многом привела к началу Второй мировой и обрекла европейское еврейство на погибель. И это следует четко проговорить. Данный текст, однако, написан не для того, чтобы кого-то ругать, а только чтобы похвалить меня, умного (местами) автора. Потому что пару лет назад, обсуждая тему "Мюнхена" с очень достойным френдом - гражданином Чехии и давно чтимым историком, я совершенно случайно убедился, что мыслил о причинах и течении этого кризиса примерно также как и уважаемый историк. А это - всегда приятно.

Как известно, я очень люблю Прагу, чехов и чешек (особенно). И я - полонофил. И англофил. И Франция, хотя бы Бургундия, мне мила... И вот, глядя на весь этот ужас, сердце мое кровью обливается, тем более, что я понимаю, что после подписания "Мюнхена" народ мой был, по сути, обречен.... Да, у данного текста есть приквелл, я не помню, когда я его написал, но он назывался - "Ошибка Президента" и был посвящен первому президенту Чехословакии Томашу Гарригу Масарику... Но что-то преамбула затянулась...

Тезисно.

  1. Экономический кризис 1929 - 1933 годов в Чехословакии больнее всего ударил по Судетской области. Из безработных к 1935 году каждый второй - был немец. Чехословацкий немец, в смысле.

  2. По Лозаннским соглашениям, ВОСТОЧНЫЕ границы Германии, в отличие от ЗАПАДНЫХ, не были четко детерминированы, а Чехословакия и Германия обязались все свои проблемы решать путем переговоров.

  3. Словаки, хоть и этнически оч8ень близки чехам, примерно 1000 лет входили в состав венгерского королевства, привыкли к некоторой автономии и их сепаратизм в 1920-1930-е годы был таки значимым фактором в политике. Отношения же с Венгрией у Чехословакии были преотвратные.

  4. Гитлер заговорил о "бедствиях" судетских немцев в феврале 1938, а в марте - уже аншлюссировал Австрию - смотрите карту. Чехословакия оказалась в кольце врагов.

  5. Сталину было совершенно откровенно - и это не было секретом для всех западных политиков - насрать на Чехословакию, ему хотелось под предлогом военной помощи ворваться в Польшу и Румынию (что он потом, сцуко, и сделал). Поэтому он и ставил условием своей помощи - участие Франции в войне против Германии или, хотя бы, военное сопротивление самой Чехословакии. Старый бандит рассчитывал разжечь огонь войны в самом центре Европы и изобразить из себя спасителя. Что он потом и проделал, еще раз скажу. И еще раз - это его желание понимали все.

  6. Общественное мнение (подтвержденное опросами) и Великобритании и Франции было весьма своеобразным: оно было за то, чтобы вот сейчас избежать войны любой ценой, но - 70% французов после Мюнхена решительно высказывались против новых уступок. Считали, что уже накормили всех собак. Даже Рузвельт в начале 1939 года из-за океана решительно потребовал от Гитлера и Муссолини 10-летних гарантий на мораторий от использования вооруженных сил где бы то ни было. Еще раз - ПОСЛЕ "Мюнхена"

  7. Разоблачая очередной фейк про Черчилля, я укажу, что Чемберлену ничего про позор и войну он не говорил, а всего лишь писал в эти дни Ллойд-Джорджу, что правительство ЕВ между войной и бесчестьем выберет он сам знает что, и это его печалит. Да, сам Уинстон занимал четкую позицию - никаких уступок Гитлеру, давал интервью "Рейтер" в этом духе и так далее, но верхушка тори считала его психом, наполеончиком и вообще... Ну его с его Дарданеллами....

  1. Кажется, только Югославия был готова поддержать Чехословакию, а Румыния готова была "Отвернуться", если Красная армия пойдет через границу на помощь Праге. Но это, скорее, эмоциональные наблюдения. "Малая Антанта" уже фактически не существовала, да и направлена она была против Венгрии, а не Германии... Хорти же почувствовал запах возможной победы. Впрочем, он не испытывал к Гитлеру уж очень сильно неприязни, как и к Муссолини.
  1. Правительство Франции изо всех сил замотало перед своим народом и мировым сообществом реальные возможности своей армии, не желая даже и думать о наступлении через Рейн и Баварию на помощь Чехословакии. Через год и через полтора года - мы увидим повторение событий.... Черчилль, к слову, и тогда, и потом считал, что Франция без труда бы пронзила насквозь Южную Германию, но не был уверен, что Англия вступила бы в войну...

  2. Известия о том, что якобы группа генералов вермахта готовила устранение Гитлера и вообще власти НСДАП в случае начала таки европейской войны осенью 1938 года - являются легендарными и практически ничем, кроме бла-бла-бла, не подтверждаются. Вместе с тем, осенью 1938 года вермахт не был готов к длительной, более чем 9-месячной интенсивной войне.

И вот теперь - я полагаю, вы заметили - перейдем к роли Польши. Президент Игнаций Мосцицкий. Маршал Рыдз-Смиглы, начальник армии, премьер Фелициан Складкоский (протестант и социалист, между прочим), министр иностранных дел Юзеф Бек. Эта четверка определила крайне скверную и печальную в первую очередь для самой Польши роль в указанных выше событиях. Все эти люди были сторонниками и выкормышами Пилсудского - и национал-демократы, и социалисты. Многие из них были антисемиты бытовые и "экономические". Все они были стойкими и прозорливыми антикоммунистами. И все они с недоверием относились к Германии, но... Им реально не хватило дедушки Пилсудского, его ума и гения... И еще у них был огромный страшный зуб на Чехословакию... Они, как и венгры, приняли участие в Мюнхенском пакте и получили часть территрии Чехословакии. Какую территорию, спросите вы?

... В 1920 году, летом, во время наступления Тухачевского на Варшаву, министр иностранных дел Чехии Эдвард Бенеш (который, напомню, в 1938 году был Президентом Чехословакии), воспользовался бедственным положением Польши, и, под угрозой закрытия границ и остановки помощи из Венгрии, навязал на конференции в Спа раздел: Чехословакия получила 58,1 % территории Тешинской Силезии, на которой проживало 67,9 % населения. 31 июля 1920 г. польский правительственный делегат Игнаций Ян Падеревский обратился к президенту Франции с нотой протеста. В этом письме он твердо заявил, что Польша не считает навязанное решение окончательным решением проблемы: "соглашение между польским и чехословацким правительством ничего не предрешает в отношении деталей окончательного урегулирования границ и не упоминает никакой границы". Франция промолчала. И в дальнейшем не сделала ничего, чтобы решить вопрос о крохотной территории. Англия - и подавно ничего не сделала, мы знаем, как Чемберлен рассказывал о чехословацких проблемах: типа, "мы не хотим-с рыть-с окопы-с и надевать противогазы из-за того, что где-то непонятно где в Европе поссорились непонятно какие народы". Словом, республика Зубровка из "Гранд-отель Будапешт".

Теперь всё понятно? Еще раз - Франция и Англия воевать не хотели, да и не могли, так как и элиты, и народы класть хотели с прибором на проблемы восточных границ Германии. Сталин хотел и мог воевать (хотя как его армия в 1938, ослабленная чистками, пошла бы вперед - сложно сказать), но все видели его разбойничье нутро (даже Бенеш ему не доверял) и принимать в компанию не хотели. Венгрия жаждала реванша за Трианоннский договор и хотела Закарпатскую Русь, которую и получила - потом. Румыния была бы нейтральной, Югославия - слааааабенькой.

Единственный союз, который мог бы спасти Чехословакию в 1938 году - это союз ее с Польшей, сильной, с прекрасной армией, националистической, антибольшевистской и антигерманской... Совершенно очевидно, что если б не СССР, а Польша обещала б Чехословакии помощь в полном объеме вплоть до вступления в войну - Гитлер бы отступил. Воевать с двумя славянскими государствами, за которыми стоят Англия и Франции (хотя бы поставки вооружения и блокада), да и Румыния - он бы не стал точно.

Но для этого союза Чехословакии при посредничестве Франции надо было ЕЩЕ при жизни Пилсудского - то есть до 1935 года решить проблему Тешинской Силезии. Отступить. Пожертвовать малым. Никто не почесался. А полякам, которые отлично видели насквозь Сталина - тоже надо было думать, соглашаясь танцевать вальс 1938 года с Гитлером - видите на фото польские танки в 1938 году на улицах Тешина?? Они могли быть там не как оккупанты, а как союзники, и тогда бы отsоsал сцука фюрер у чехов и поляков.... Но думать уже было некому - дедушка Юзеф скончался, наследнички - купились на дешевку. Уже в январе 1939 Гитлер стал наседать на Бека и остальных - про Данцигский коридор, про союз против СССР и прочее. Бек послал нацистов, но было уже поздно.... А уж как усилился вермахт после захвата Чехословакии - сами знаете...

Выводов ровно два: первый - ничего сделать с лета 1938 года уже было нельзя, Чехословакия была обречена.
второй: политики всего мира - смотрите на эту страшную ошибку и пытайтесь на ней учиться. Впрочем, это глас вопиющего в пустыне. Хотя, в настоящее время, европейские страны вроде бы чему-то учатся в массе своей, но так... на троечку...

P.S. Косвенно моя мысль подтверждается тем достаточно уважительным и тесным взаимодействием, которое показывали поляки и чехи (особенно летчики), воюя на Западе против нацистов с 1940 года...

To react or comment  View in Web Client
Comments (1)
Avatar

Поляки всегда были ооочень "себе на уме" = "с огромным гонором", т.е. шанс на то, что они пойдут договариваться с чехами был крайне мал.
Польша была больше антироссийской/анти-СССРской и антиеврейской, чем реально антибольшевистской, так как сами про-коммунистические /соц-дем веяния там были весьма сильны, как и в Германии (из чего выросла и НСДАП).

👍1
To react or comment  View in Web Client