← Timeline
Avatar
Shmuel Leib Melamud

Vladislav Pritula

«Казнь в Сайгоне» стала наверное главной фотографией Вьетнамской войны. На ней глава полиции Южного Вьетнама Нгуйен Нгок Лоан из револьвера расстреливает члена Вьетконга Нгуйен Ван Лема на улицах Сайгона.

Этот снимок запечатлел журналист Associated Press Эдди Адамс. После этого, он уехал из Вьетнама, нагло заявив «Я получил то, за чем приехал во Вьетнам», а в США получил Пулитцеровскую премию, на которую демонстративно не явился, лицемерно заявив, что «не будет использовать смерть людей в корыстных целях» (пффф).

Она стала символом антивьетнамского движения и затмила всё. И конечно же была вырвана из контекста.

Дело было после Тетского наступления, южновьетнамская армия и южновьетнамская полиция зачищали Сайгон от боевиков Вьетконга. Чтобы понимать, что такое города после коммунистов, нужно вспомнить, что в захваченном вовремя Тетского наступления города Хюэ, вьетконговцы расстреляли и зарезали около 2700 «классовых врагов», среди которых были члены местной администрации, полицейские, католические священники, бизнесмены. Массовые убийства в Хюэ стали наиболее известными (относительно, конечно же), но точно такое же было во всех городах, в том числе и в Сайгоне.

Член Вьетконга Нгуйен Ван Лем был схвачен в Сайгоне возле ямы, куда он скинул убитых ими полицейских, которых он расстрелял вместе с их женами. Глава полиции Нгуйен Нгок Лоан спросил вояк, что это за тип, когда те проходили мимо. Они рассказали. Нгуйен достал револьвер и выстрелил коммунисту в голову.

Я понимаю Нгуйена Нгок Лоана, возможно я сделал бы так же. Конечно можно рассуждать, сколько ущерба имиджу было принесено эмоциональными и неразумными действиями Лоана, и это правда. Но меня там не было, когда передо мной стоит тварь, только что убившая несколько семей моих коллег, только потому что они были классово чуждыми элементами. Зная себя…в общем я понимаю Лоана.

Самое примечательное, что пресса стала трубить именно о «казни в Сайгоне», а на сотни таких ям с жертвами коммунистов в Хюэ, Сайгоне и прочих городах, им было плевать. Главное было получать свои пулитцеровские цяцьки, ведь «они получили всё, за чем они приехали во Вьетнам».

А на фото собственно Нгуйен Нгок Лоан, военный (он был пилотом ВВС), глава полиции и глава разведки Южного Вьетнама, борец за независимость своей страны. Без белых перчаток, но с шикарной улыбкой. А казнь в Сайгоне пусть разглядывают пулитцеровские комиссии.


https://bigpicture.ru/?p=315336

В начале мая 1968 года, во время второго сражения за Сайгон, Нгуен Нгок Лоан получил ранение в ногу, лично возглавляя атаку на контролируемый противником мост. Он был отправлен на лечение в Австралию, но там его прибытие вызвало такой общественный резонанс, что ему было отказано в лечении. Генерала перевезли в военный госпиталь в США. Но из-за промедления правую ногу Лоана пришлось ампутировать, после чего он был отправлен в отставку.

Сам Лоан после ранения и ухода в отставку основную часть времени посвящал раздаче подарков бездомным детям в домах беспризорных. В 1975 году, перед падением Сайгона, он просил американцев помочь ему уехать из страны, но получил отказ. Ему все же удалось бежать с семьей за границу, впоследствии он перебрался в США. В Америке Лоан обосновался в штате Виргиния, где открыл пиццерию. Когда в 1991 году его личность стала известна соседям по кварталу, Лоана предлагали депортировать из страны как военного преступника. Этого не произошло, однако бизнес бывшего генерала пришел в упадок. На стене его пиццерии неизвестные писали: «Мы знаем, кто ты».


Википедия

Эдди Адамс писал в журнале «Таймс»: «Генерал убил вьетконговца; я убил генерала своим фотоаппаратом. Фотографии являются наиболее мощным оружием в мире. Люди верят им; но фотографии лгут, даже без манипулирования ими. Они — лишь полуправда». Когда Нгуен Нгок Лоан жил в США, Адамс принес ему и его семье извинения за тот ущерб, который его фотография причинила чести генерала. После смерти генерала в 1998 году Адамс написал: «Этот парень был героем. Америка должна была бы плакать. Для меня ужасно видеть, что он ушел таким образом, когда никто ничего о нём не знает.»

#fbmemories

👍💯5
To react or comment  View in Web Client
Comments (1)
Avatar

On the morning of the “Saigon Execution” photo, Nguyễn Văn Lém’s death squad had just killed 34 people – seven police officers, two or three Americans, and several police officers’ family members, all bound at the wrists and shot in the head over a pit – and they may have been looking for Loan himself.

Legally, this put Lém in a bad position. He wasn’t wearing a uniform, he wasn’t fighting a battle, and he had evidently committed a major war crime against General Loan’s own subordinates and their kids.

As a war criminal and terrorist, Lém had effectively no protection under the Geneva Conventions and was eligible for summary execution when caught.

https://allthatsinteresting.com/saigon-execution

The Surprising True Story Behind Th…
Do you know what's actually happening in this photograph?
All That's InterestingALLTHATSINTERESTING.COM
👍2
To react or comment  View in Web Client