Начнем издалека. В далеком 1948 году в Израиле случилось.
Солдаты религиозной роты бригады «Александрони» Элиэзер Блюменталь и Шимон Манхейм отказались выполнять приказ: приготовить горячую еду в Шаббат перед выходом на задание. Причина — религиозные убеждения мешают исполнить приказ, не связанный напрямую с ведением военных действий. Солдаты были из деревни Бней-Брак, и, стоит отметить, что в те дни призыв из этой деревни был нормой, хотя сейчас мы не об этом. Приказ дают другим исполнителям, но солдаты роты заявляют, что не будут кушать еду, приготовленную с нарушением Шаббата.
Блюменталя и Манхейма (на фото) отдают под суд, который определяет им наказание за отказ исполнить приказ: неделя тюрьмы и позорное бритье головы. Напоминаем, что идет Война за независимость, и отказ от исполнения приказа, как и его последствия, — в военное время. Солдаты пытаются оспорить приговор в суде бригады. Там выступает главный раввин ЦАХАЛа Шломо Горен, свидетельствуя, что солдаты вели себя достойно, соблюдая законы Торы и правила армии (забегая вперед: Шимон Манхейм погибнет в бою с обритой головой — гуглите «Котел Фаллуджа»).
Апелляция в суд бригады увенчалась «успехом»: вместо недели тюрьмы Манхейм и Блюменталь получают три месяца. Их товарищи по оружию объявляют голодовку в знак протеста, а члены военного раввината отправляются к политикам за помощью.
Военная цензура работала тогда примерно также, как и сейчас, и подробности истории быстро стали крупным скандалом, попав в прессу. Религиозная политика в Израиле в 1948 действовала одним фронтом, без привычного разделения на харедим/религиозных сионистов, которое и в обществе и в Кнессете появится позже. Премьер-министр и министр обороны Давид Бен-Гурион вынужден был отвечать и в парламенте и в правительстве. По его приказу солдат освобождают из тюрьмы. Кроме того, Бен-Гурион распорядился опубликовать приказы, которые регулируют религиозные вопросы в ЦАХАЛе.
Многие считают эту историю поворотным моментом для вопросов религии в ЦАХАЛе.
Спустя 76 лет после истории «поваров» в бригаде «Александрони», Израиль обсуждает другую. Двое солдат приготовили в Шаббат хот-доги на армейской кухне. Кухня в результате потеряла кошерный статус, что лишило возможности религиозных солдат кушать приготовленное там (это поправимо технически, но займет время). Затем участники истории начали отрицать произошедшее, и солгали офицеру. Видео с камер наблюдения доказало вину солдат, и их приговорили к 20 дням ареста. История тоже вызвала скандал и широкий спектр мнений.
А ведь мы помним, что старик Бен-Гурион еще в 1948 году просил навести порядок в вопросе.
Не вдаваясь в суть приговора (армейские юридические вопросы — не наш профиль), сам факт наличия дискуссии и скандала говорит о многом. Например, о том, что есть люди, искренне думающие, что солдаты ЦАХАЛа оставляют свои убеждения и веру на входе в военкомат. Это, мягко говоря, не так. А поскольку снова идет война, лучше бы нашим политикам и СМИ оставить армию в покое, и не тащить в нее собственные сомнительные «успехи» в достижении консенсуса между религиозной и светской частью общества.