← Timeline
Avatar
Shmuel Leib Melamud

Что это еще за "мост дочерей Яакова" (Гешер Бнот Яаков), ведь дочь у праотца Яакова была всего одна - Дина? Да и что делал праотец Яаков практически у границ Голанских высот, ведь согласно Танаху он никогда там не бывал?

Это название породила цепь ошибок, построивших в Верхней Галилее настоящий альтернативный географический танахический нарратив, который в Галилее нашел и ров, куда сбросили Йосефа, и Бейт-Эль, и место перехода Яакова через реку... Хотя всего этого в Галилее никогда не было и не происходило. Замешаны в ней оказались мусульманские географы, завоеватели-крестоносцы и даже поселенцы-сионисты.

Как же было дело?

Жили-были в Эрец-Исраэль мусульмане. Мы же, блин, были важной частью халифата - этот наш перекресток всех дорог, где сталкиваются задницами все культуры региона, это наше местное "солнечное сплетение", удар в которое расходится волнами боли по всему организму Ближнего Востока, новые рьяные последователи пророка Мухаммада не могли не заметить и не прибрать к рукам. Четыре праведных халифа, затем Омейяды, Аббасиды, Фатимиды - в общем, "древний мусульманский период", когда "народы книги", евреи и христиане, вынуждены были смиряться с унижениями и платить джизью, зато им было даровано величайшее в мусульманском мире право не подвергаться насильственным обращениям, а мусульманская власть процветала себе, отстраивала Храмовую гору, строила древний Рамле, возводила дворцы и мечети, продлился у нас чуть более четырех веков.

Коран у мусульман во всем, что происходило до "печати пророков" и посланника Аллаха на Земле Мухаммада, следует примерно тем же сюжетам, что и сначала Танах, а потом Новый Завет. Те, кто предшествовал Мухаммаду и уже догадывался о единобожии (но знать не мог - ведь только ему одному открылась истина!), даже почтительно называются в исламе "ханиф" - "истинный", "честный". Ханифом в Коране назван, например, пророк Ибрахим, он же - наш Авраам Авину.

Конечно, когда мусульманские географы оказались на Святой Земле, они задались вопросом: где же все эти события,
связанные с первыми монотеистами, происходили. Конечно же, они немедленно эти места обнаружили. Правда, не всегда правильно.

Так и возник в мусульманской географии Джуб-Юсеф - по сути, просто сухой колодец для сбора воды, но, видно, очень соблазнительно было верным традиции путешественникам, увидев такую глубокую яму, припомнить истории, знакомые из Корана. Да и мусульманские географы - и аль-Истахри, и Кудама, и аль-Мукадаси - однозначно помещают Джуб-Юсеф или Бор-Йосеф, яму, куда, по их представлениям, братья сбросили Йосефа перед его продажей ишмаэлитам, в Галилею. Там подходящая яма быстро и нашлась - у сегодняшнего перекрестка Амиад, на плато Рамат Коразим.

Джуб-Юсеф существовал себе под своим именем мирно два века и никто по поводу этого колодца не волновался, но, как водится в истории нашего неспокойного клочка земли, пришли завоеватели - на сей раз крестоносцы.

Прибыв в Цфат и отстроив его (кстати, Цфат был одним из важнейших центров обоих королевств крестоносцев - в принципе, первые его упоминания с этим и связаны), крестоносцы огляделись, нашли Бор-Йосеф и задумались: куда же это мы приехали, братцы? Они-то, в отличие от мусульман, знали, что написано в Библии, и хоть минимально, но представляли себе танахическую географию. Если это, по местной традиции - яма, в которую швырнули несчастного Йосефа, значит, вокруг, - выходит, Эмек Дотан! Ну, а Эмек Дотан уже упоминается в истории Йеудит, отсекшей голову Олоферна. Упоминается наряду с осажденным городом Битулия, находившимся на вершине горы.

Значит, Битулия была там, где сейчас город Цфат, смекнули крестоносцы. И вот тут они совершили главную и определяющую ошибку - решили: Битулия - это, видимо, Бейт-Эль! Названия ведь похожи. Бейт-Эль же - это место, неразрывно связанное в традиции с праотцом Яаковом. Сон о лестнице с ангелами - он, думаете, где случился? Именно там. В сознании крестоносцев возникла ассоциация, столь же неразрывная (и, кстати, столь же спорная), как сегодняшняя ассоциация горы Мерон с раби Шимоном Бар-Йохаем: Цфат - Битулия - Бейт-Эль - праотец Яаков.

Женский монашеский орден "дочерей Яакова", таким образом, совершенно естественным образом возник в Цфате. В пользу его шли налоги и сборы, которые установили крестоносцы за переход через Иордан, находившийся в их руках. Так за переходом закрепилось название Vadum Jacob - "брод Яакова".

Ассоциация с "дочерьми" или "девушками", оставшаяся от цфатских монашек, тоже, видимо, продолжала витать где-то в воздухе, потому что следующими, кто ее подхватил, были мамлюки и османы: при их власти среди местных мусульман развилась легенда, что это именно здесь праотец Яаков горевал о своей страшной потере любимого сына - причем горевал не один, а вместе с "дочерьми". Отсюда и "дочери Яакова" - подумаешь, в источниках упоминается только Дина! Дочерью больше, дочерью меньше, и в конце концов ведь все сыновья участвовали в злодеянии, значит, кто может плакать о Йосефе? - конечно, только дочери!

Да и сам брод со временем стал ассоциироваться с тем местом, где Яаков пересек реку, возвращаясь из Харана в Кнаан. А что на самом деле пересек он вовсе не Иордан, а Ябок... мелочи, право же, мелочи.

К чести мамлюков сказать - мост они отстроили прекрасный. Арочный, крепкий, исключительно удобный для перехода. Что-что, а мосты и дороги они строить умели...

Но самое удивительное случилось в конце 19 века, когда в Эрец-Исраэль пробился тоненький ручеек первой алии. Тогда началась история, казалось бы, никак не связанная со всем вышеописанным. Типичная история для девяностых годов 19 века: группа поселенцев из Галиции под руководством Авраама Зальца и Захарии Шапира прибыли в 1899 году на выкупленный заранее участок земли на северо-востоке от Рош-Пины, чтобы поселиться и жить на нем. Свежеоснованный ишув они назвали... как бы вы думали? Маханаим. Разумеется, по названию танахического Маханаима, того самого, где Яаков разделил на два лагеря всех, кто с ним шел, перед встречей со своим братом Эсавом.

Но ведь Маханаим... в Гил'аде, который вовсе за Иорданом! И уж евреи-то не могли этого не знать. Видно, уж больно соблазнительным и затягивающим оказалось это построение, кирпичик за кирпичиком, "местной устной традиции", которая живет своей жизнью и никогда, никогда не дает фактам себя запутать - особенно здесь, в Святой Земле, жители которой, что бы там ни твердили история с географией, всегда знают лучше. 🙂

Фото сегодняшнего Гешер Бнот Яаков: Авраам Гринштейн.

https://www.facebook.com/shemeshko/posts/10226091189933256

👍5
To react or comment  View in Web Client