Илана Мерсер
По общему признанию, есть многое, за что можно критиковать израильскую сторону палестино-израильской полемики. К примеру, разрушение домов, принадлежащих семьям террористов, не является справедливым или благоразумным. Но сложно понять точку зрения, где все, что делает Израиль, представляется вселенским злом, как в случае тех либертарианцев, которые, как религиозные роботы, изображают Израиль воплощением дьявола.
Так что насчет этого? Во всем ли неправ Израиль? Разве не заслуживает оправдания народ, который возродил заброшенную землю и библейский язык, который еще 100 лет назад считался давно мертвым? Разве ничего хорошего нельзя сказать о процветающих городах, которые поднялись на том, что еще столетие назад было болотом и пустыней?
Очевидно, можно.
Да, отцы-основатели Израиля были социалистами. Рожденный в коллективизме, Израиль прогрессировал, хотя и медленно, в направлении большей экономической свободы. Либерализация торговли, реформы финансового рынка, рост приватизации и уменьшение регулирования были частью этого исторического отхода от социализма. Но твердый отказ от государственных субсидий и расширение конкуренции, поддерживаемые шароновским министром финансов-тетчеристом (Биби Нетаниягу) не могут с легкостью устранить эффект насилия, свойственного данному региону. Наряду с замедлением роста экономики США, насилие — одна из главных причин торможения израильской экономики.
Хотя израильская экономика ни с какой стороны не идеальна, она немногим отличается от восточноевропейских экономик «третьего пути». По прежнему, большинство либертарианцев находят Израиль невыносимым в некоторых сферах. С достойным ВВП на душу населения почти в $17500, по сравнению с $1000 у Палестинской Администрации, Израилю, по-видимому, нечего им предложить.
ПА, со своей стороны — без экономики, без свободы слова и прессы, без независимых судов, без контрактного законодательства, без прав личности и прав собственности — легко выигрывает симпатии легионов поборников свободы. То, что сотни миллионов долларов зарубежной помощи никоим образом не смогли изменить эту мрачную реальность, заботит антиизраильских либертарианцев лишь настолько, насколько можно обвинить в этом Израиль.
Если это выглядит грубовато, этого следовало ожидать — иррациональная ненависть всегда груба.
Посмотрим на израильский забор, из-за которого сейчас раздулась истерика среди либертарианцев. Что может сделать руководитель, чтобы предотвратить взрывы на улицах, когда люди занимаются своими ежедневными делами? (Кроме следования либертарианским рекомендациям Стивена П. Хэлбрука по превращению Израиля мультикультурный суп с Правом на Возвращение для любого самозваного, спонсируемого Агенством ООН по делам беженцев «палестинского» агитатора.)
Если вы — Соединенные Штаты Америки, вы обыскиваете старушек в самолетах, а далекие, непричастные страны раскатываете по брусчатке. В то же самое время, вы оставляете собственные границы как можно более дырявыми, приложив усилия к разоружению своего народа и лишению его собственности.
Это американский путь.
У Израиля другой подход. Он энергично защищает свою землю. В качестве крайней меры в попытке физически остановить атаки против своего гражданского населения, Израиль начал возводить забор безопасности вдоль Западного Берега. Даже механический барьер заслуженный либертарианский писатель Джастин Раймондо характеризует как «акт агрессии... захват земли в огромных масштабах...» То, на что большинство разумных людей посмотрели бы как на отчаянную защитную меру, для Раймондо является символом израильского садизма.
Театрально вызываются ассоциации между израильским забором и стеной между Восточным и Западным Берлином: «Мистер Шарон, снесите эту стену», — звучит перефразированное Раймондо классическое высказывание Рейгана. (Мольба израильтян при этом остается неуслышанной. Поэтому, я озвучу ее вместо них: «Махмуд Аббас по прозвищу Абу Мазен, также известный как Ясир Арафат, перестаньте взрывать израильтян.»)
После этого Раймондо продолжает с идеализированным описанием (за исключением альтернативных издержек) чудес, перед которыми стена не может устоять: «Рынки завоевывают все; они перепрыгивают через стены, через океаны, чтобы создать самую сложную, взаимосвязанную, международную систему разделения труда из всех, которые только возможны...»
Я тоже люблю свободные рынки. Но открытые границы не являются предварительным условием для свободной торговли. Люди могут очень успешно торговать товарами без торговых площадок. Более того, простите мне мою иронию, либертарианская ненависть к Израилю заставляет их периодически забывать, что его сравнительное и конкурентное преимущество заключается в основанной на знаниях индустрии хай-тек. Естественные торговые партнеры Израиля — это США и ЕС. Со всем должным уважением, Израиль нуждается в энергичной экономике ПА так же, как Китай нуждается в торговых отношениях с живущим в тропических лесах племенем пигмеев. Теорию свободной торговли, которая всегда является игрой с положительной суммой, не нужно сравнивать с сомнительными «выгодами» от бесконтрольного перемещения людей через границы (особенно тех, которые с привязанными под одеждой бомбами).
Несмотря на то, что либертарианцы искренне верят в то, что у палестинцев есть универсальное право на израильские рынки труда, стоит заметить, что так же, как Соединенные Штаты могут прожить без полчищ мексиканцев, устремляющихся через границу, так и Израиль может прожить без дешевой палестинской рабочей силы, если опасность открытых границ перевешивает выгоды. Если Израиль (США это тоже касается) ликвидирует свои социалистические законы о минимальной зарплате, которые запрещают сельхозпредприятиям нанимать израильтян за настоящую рыночную цену, то есть ниже минимальной зарплаты, израильтяне — и евреи, и арабы — будут работать на фермах.
На самом деле, иррациональная ненависть к «изолированной Спарте, бряцающей оружием, и более ничем» даже заставляет либертарианцев забыть о своей экономике всеобщего благосостояния. Без американской помощи, строго предупреждает Раймондо, Израиль прекратит свое существование.
Что-что?
Для начала, помощь - это только небольшая доля израильского ВВП, поэтому можно только посмеяться над предметом обсуждения. Более важно, что иностранная помощь, как и социальные пособия, усугубляет проблему, которую она должна была решить. Являясь переводом денег от государства государству, иностранная помощь служит для усиления и роста бюрократии и госсектора в целом за счет налогоплательщика и производительной частной экономики.
Сторонник свободного рынка должен знать, что американская помощь, если она есть, тормозит развитие Израиля. Заберите у Израиля лишнее — это пойдет только на пользу. В отсутствие американских займов и денежных грантов он будет вынужден экономить. Капитал, включая миллиарды в частных еврейских пожертвованиях, будет направлен туда, где он может быть использован наилучшим образом и будет перетекать туда, где он наиболее продуктивен.
В отличие от соседей, у Израиля есть то, что Питер Бауер, автор стоящей книги «Dissent on Development» назвал «способности, отношение и институты, благоприятствующие материальному прогрессу». В отсутствие иностранной помощи, Израиль устремится к более свободной экономике.
Я понимаю, что либертарианцы вроде Шелдона Ричмана (и Института Исторического Обзора, который отрицает Холокост) верят, ошибочно, что вся «эта земля» принадлежит арабам. Без сомнения, американские либертарианцы говорят так, опираясь на авторитет самых лучших отцов-основателей из тех, которых нация только может себе пожелать. Как могут сомнительные, совершенно не вдохновляющие идеологические основы Израиля сравниться (внимание, цинизм) с основоположниками, которые сражались за свою свободу и свою землю?
Но позвольте мне спросить моих собратьев-либертарианцев: когда в последний раз американский мужчина с честью сражался за свою землю, свой дом, своих женщин и детей? Южане около 1861 г.?
Я подумала так.
Хотя либертарианцы их ненавидят, израильтяне, по крайней мере, защищают то, что они считаю своей землей, своим домом и своими свободами.
Илана Мерсер — либертарианский писатель и сотрудник Иерусалимского Института Рыночных Исследований — независимого, некоммерческого научного центра по разработке экономических программ.
Оригинал: WorldNetDaily. Перевод мой.
Comments (9)
Для чуть более полной картины. Есть несколько либертарианцев (не считая рейндианцев) которые не сходят с ума от "преступлений сионистов". Вот Вальтер Блок - дискуссия о живом щите... (первая статья). Вот статья (где то у меня была и в скачанном виде) опубликованная в Индонезии (!!!) знакомыми все лицами (Фарбер живет уже в Неве Ализа): Block, Walter E., Alan G. Futerman and Rafi Farber. 2016. “A Libertarian Approach to the Legal Status of the State of Israel.” Indonesian Journal of International and Comparative Law. Vol. 3, Issue 3, June, pp. 435-553; (a critique of Murray Rothbard). Я на них наткнулся когда писал вот эту статью (пока не сумел опубликовать - до Индонезии далековато да и переводить еще надо 🙂 ) Еще раз о самодельной морали: Ротбард против вооруженного еврея
https://thejewishlibertarian.com/ - вот блог Вашего соседа Рафи Фарбера - правда он редко его дополняет
Странные либертарианцы у вас
Какие-то они в голову ударенные...
Это, кроме всего прочего, наследие Мюррея Ротбарда который был типичным евреем-самоненавистником. Он исступленно ненавидел Израиль, писал о нем статьи буквально в духе Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (даже фразы, штампы есть похожие). Кроме личной обсессии Ротбарда - фигуры безусловно крайне важной в либертарианской традиции, есть небольшие проблемы еще более старые. Которые выросли в большие. Когда-то австрийская школа полемизировала, а потом едва ли не воевала с исторической германской школой. Кроме того, первые экономисты проявившие интерес к институтам (правилам и механизмам их реализации) были больными на голову социалистами (Торстейн Веблен и его продолжатели). Ответом стала позиция австрийцев - человеческая природа по меркам истории цивилизации неизменна и задача экономистов находить универсальные закономерности (ну вплоть до наивной веры в то что любой человек в любой культуре стремится к свободе, что не совсем так, к сожалению). Бойкот истории, игнорирование институтов в творчестве Мизеса еще не приводил к тяжелым последствиям потому что он хотя и "издал папскую буллу", отлучающую эти факторы от анализа, сам их анализировал и историю, безусловно, знал. С каждым следующим поколением с этим у либертарианцев становилось (в среднем понятно) все хуже. И не только у них. Заявления либертарианцев (начиная с Ротбарда) о том что Израиль отнял у арабов земельную собственность основаны на диком предположении о том, что собственность - это вечный институт. Одинаково почти почитаемый и уважаемый во все эпохи у всех народов. Кстати, Мизес знал что это не так и буквально определял капитализм как общество при котором защищены права собственности, включая даже собственность на капитал - средство преумножения собственности. Понятно что у арабов не было и нет института собственности в современном понимании (начиная с защиты жизни и свободы самого собственника). Есть условные держания - пока ты, твои союзники и покровители достаточно сильны ты удерживаешь землю, дом магазин, мастерскую. Ослабели - у тебя все отберут... Есть еще проблема - со времен Ротбарда и его друзей (Lew Rockwell, Cato Institute etc.) - они пытаются представлять себя неким третьим путем между социализмом и консерватизмом (в США и в Европе). Причем с упорством достойным лучшего применения претендуют на равноудаленность. Что тоже нередко приводит ну к очень странным заявлениям. Что естественно, когда ты пытаешься быть строго посередине скажем между Т.Крузом и Сандерсом.
Если такой лозунг"Левый - значит подлый". Иногда у меня появляется ощущение, что "Либертарианец - знначит ебанутый"
Знаю, что это не так, и у меня друзья-либертарианцы, но уж больно много там таких.
Большинство здесь присутствующих, включая меня, либертарианцы 😉
я знаю.Я тебя тоже имел в виду. Но все эти персонажи о которых написано в статье и многие-многие другие - она ведь тоже исповедуют либертарианские идеи
Конечно. Ебанутые есть везде. Я спорю только с тем, что среди либертарианцев их больше.