← Timeline
Avatar
Shmuel Leib Melamud

Anton Antich

Как три заблудившихся венгра спасли мир. (Серия «Оппенгеймер», пост номер 3; этих событий в фильме нет вообще).

В прошлый раз мы с вами остановились на открытии реакции деления урана, но на самом деле до бомбы было еще очень далеко, а мир уже висел на волоске, если бы не три венгра-эмигранта: Сциллард, Теллер и Вигнер.

Дело в том, что немцы организовались моментально. 1 сентября 1939 года под руководством war office, который получил неограниченные ресурсы и возможность призывать любого гражданина Германии к работе над проектом без всяких вопросов, 9 институтов, все (оставшиеся) ученые - в том числе открывший реакцию Хан и сам Гейзенберг, один из отцов квантовой механики; все объединены четкой целью - сделать бомбу.

Американцы в это время.. были американцами.

Ферми и ко. почесали репу после открытия fission, и решили, что надо бы както привлечь государство, а то мало ли. Кто-то из ко. знал какогото адмирала в Navy и решили напроситься к нему на встречу. Послать решили Ферми, так как у него свежая Нобелевка, должны выслушать.

Ферми подготовился, поехал в Вашингтон, и из приемной услышал как его объявляет лейтенант-советник: «сэр, там какой-то итальяшка пришел». So much for your Nobel prize. Встреча прошла не лучше, никто из собравшихся вояк ничего не понял, над Ферми легко поиздевались, и он уехал зализывать раны, охладев к теме fission в силу обиды в принципе.

Сциллард, который вообще был на птичьих правах в Штатах - у него закончился доступ у лаборатории в Columbia и ему стало совершенно нечего делать. С Ферми они практически поссорились чуть раньше в одном эксперименте, официального статуса у него никакого нет, поэтому он собрал других двух венгров - Теллера и Вигнера - и решительно сказал - «надо что-то делать!»

Решили ехать к Эйнштейну, просить его писать письмо бельгийской королеве, чтобы она не продавала уран немцам. Многоходовочка!

Эйнштейн в это время отдыхал в летнем доме гдето под Нью Йорком.

И вот, три венгра собрались с наглостью, загрузились в автомобиль и поехали к Эйнштену. Но gps то не было! Дом Эйнштейна они искали два часа и готовы уже были плюнуть на все и ехать домой, но тут подвернулся мальчишка, который знал где Эйнштейн живет и проводил их туда.

Эйнштейн на каникулах пропустил ВООБЩЕ ВСЁ. Услышав о делении урана и цепной реакции он сказал «бляяя… Как же я об этом не подумал?!» (ну без «бляяя», ладно, но смысл такой был) и предложил писать письмо сразу Рузвельту.

Письмо писали месяца два, посылая туда сюда. Когда написали, встал вопрос как его рузвельту передать, никто его не знал. Тут подвернулся Александр Sachs, рожденный в Литве американский банкир и экономист, знавший Рузвельта. Он убедил нашу троицу, что Рузвельту письмо нужно зачитать, а не просто передать, иначе оно затеряется. Для этого нужен был минимум час его времени.

Венгры нехотя согласились.

Тут началась вторая мировая и у Рузвельта в календаре не осталось мест.

Венгры нервничают и начинают искать альтернативу.

Сакс наконец получает свой час с президентом, но зачитывает ему свое, адаптированное к бизнес-языку письмо, а не два варианта от венгров и Эйнштейна. Будучи бизнесменом, он здраво рассудил, что из письма физиков президент бы ни фига не понял.

Рузвельт создает комитет из представителей Army, Navy и какогото публичного научного агентства с целью послушать венгров и понять что с этим всем делать.

Венгры встречаются с комитетом. Солдафоны (Бриггс и Хувер) их скептически выслушивают и саркастически спрашивают - что, денег просить будете?! Сколько?

Теллер, заикаясь и смущаясь, говорит - надо 6,000 долларов купить графит для эксперимента. (Для сравнения - манхетеннский проект обошелся в итоге в 2 миллиарда долларов).

Эти жалкие 6,000 долларов нехотя одобряют, предварив их спичем о том, что «не оружие выигрывает войны, а боевой дух солдат».

В это время немцы производят уран и тяжелую воду в промышленных масштабах.

👍3
To react or comment  View in Web Client