В Израиле есть обозначение "Заключённый Х" для тех, кто пребывает в заключении по обвинению в преступлениях, связанных с национальной безопасностью. Первым известным "Заключённым Икс" был Мордехай Кидер: будучи офицером разведки, он убил водителя такси в 1950, чтобы его друг унаследовал его состояние, и ограбил банк в 1951 году. Позднее обнаружились и другие преступления, которые он совершил (типа подделки багрута). Его арестовали в 1957, однако вплоть до 1958 никто не знал об аресте. В 1959 году в СМИ просочилась информация об офицере разведки, убившем человека и ограбившем банк, после чего был выпущен запрет на публикацию в СМИ, который действовал вплоть до освобождения Мордехая в 1974 году. Чтобы другие заключённые (и охранники тюрьмы) не опознали его, и был придуман термин "Заключённый Х". После этого было ещё четверо "Заключённых Х", один из них (имя неизвестно) скончался во время заключения в прошлом году при загадочных обстоятельствах, о другом стало известно лишь в 2013. Двое оставшихся: Аври Элад, подозреваемый в выдаче агентурной сети Израиля Египту в 1950-е, и Бен Зайгер, гражданин Израиля и Австралии, агент "Моссада", подозреваемый в выдаче сверхсекретной информации врагам Израиля. О "Заключённом Х2" известно стало лишь в 2013 году (почти в то же время, что и о Бене Зайгере): 9 лет спустя его ареста по подозрению в измене. Военная цензура запретила публикации, и любые упоминания о нём были стёрты с израильских сайтов (но можно найти в архивах). В 2018 году появилась информация об его освобождении.
Израиль находится в состоянии чрезвычайного положения с 19 мая 1948 года. Несомненно, что мы действительно находимся в чрезвычайном положении: вокруг вражеские государства и внутри страны немало недоброжелателей. Война может начаться в любую минуту. Чрезвычайное положение позволяет вводить военную цензуру: чтобы информация об операциях армии не попала в СМИ раньше времени или чтобы не могли слить имя заместителя директора ШАБАКа без последствий. Вопрос заключается в том, насколько оправдано наложение цензуры не то, что на имена заключённых, а на их существование. Из всех "Заключённых Х" только первый (Мордехай) действительно предстал перед судом.
Comments (2)
Причем самое интересное, что и "номер раз" засекретили только потому, что был он пятном на "светлом лике" спецуры. В общем, отличный способ прятать концы в воду ребята придумали!
У Моссада очень крутой (не то, чтобы заслуженно, за последнее время) рейтинг.
И публикация имён может здорово навредить.
Так что я вот даже и не знаю, тов ли это лейеудим или нет.