Жезловая система — в английском языке: Token — любопытный принцип обеспечения безопасности на железной дороге, придуманный в 19-м веке британским инженером Генри Вудхаусом (Henry Woodhouse). Идея была простейшей — что, по задумке, должно было обеспечивать ее надежность — по определенному участку пути мог проехать лишь тот состав, у машиниста которого находится специальный физический объект. Изначально речь шла о посохе (жезле), длинной в почти метр — train staff — который следовало получить, чтобы проехать участок, где есть лишь одна колея и ходят встречные поезда (см. первый кадр, надписи — название участка). На практике это означало, что встречный поезд не имеет право двигаться, пока не получит в распоряжение жезл. Если его нет — следует стоять и ждать на развязке.
Безусловно в таком форме система была работоспособной, но не учитывала многие нюансы, скажем, движение двух составов в одном направлении и пр. Позже она была усложнена и электрифицирована. На каждой из станций перегона были установлена пара жезловых аппаратов (token instruments). Каждый содержал набор жезлов (tokens). Вытащить их — двигая по специальным пазам — можно было лишь в том случае если общее количество токенов в аппаратах было четным (в простейшем случае: в аппарат A один жезл и в аппарате B тоже один, в сумме — 2). Таким образом, если в одной из точек извлекался жезл, то по телеграфной линии устройство на другом конце тоже блокировалось — происходила синхронизация. Если в системе внутри аппаратов было нечетное количество жезлов, то значит перегон занят, кто-то сейчас движется по нему.
Количество жезлов, порой, могло достигать пары десятков (см. первый кадр в ряду с фото аппаратов), что обеспечивало большую гибкость, позволяя двигаться составам в одном направлении не дожидаться получения жезла от встречного поезда.
Роль контрольных предметов на определенном этапе стали играть жезловые ключи (key tokens) и жезловые таблички (token tablets), плоские металлические диски диаметром около 10 см, вставляемые внутрь сигнальных аппаратов (система известная как Tyer's Electric Train Tablet).
Сдача и обмен «токенов» обычно проходила на станциях перед отправлением или на остановках. Но в случае, если речь шла об экспрессах, то осуществлялось действо популярное сейчас во время демонстрационных поездок паровых локомотивов: работник станции, намереваясь отдать жезл, клал его в особую кожаную сумку (или специальный крепеж) с ручкой в виде стального кольца (token ring). Локомотив перед станцией снижал скорость примерно до 25 км/ч. Кочегар вывешивался за борт и старался подхватить кольцо сумки рукой. Трюк на проверку ловкости, порой, заканчивавшийся синяками. В свою очередь, если требовалось отдать токен, то ручку ловил уже станционный служащий.
Система была надежной, но порой мог проявить себя человеческий факто, если на станции отправления было несколько перегонов, то потенциально служащий мог ошибиться и выдать машинисту токен на неверное направление, тем самым, нарушив логику безопасности. По этой причине на всех типах жезлов всегда были указаны названия станций, описывающие данный конкретный отрезок пути. Проверять их обязаны были те, кто выдает токен и тот, кто принимает.
Жезловая система стала гораздо менее актуальной с появлением электронных комплексов слежения за движением, но по-прежнему используется в ряде стран.
