Григорий Сапов
В прикроватной стопке Пол Джонсон. Перед Новым годом решил перечитать главу про Хемингуэя и так разбежался, что начал читать главы, которые никогда не читал - либо из-за зевотной скукоты персонажа (как Брехт), либо потому, что самонадеянно полагал, что все знаю (как про Оруэлла и Ивлина Во).
Про Брехта - выдающийся был деятель культуры, просто прелесть. В 1930-е стоял как скала за Сталина ("раз сажают - значит виноваты" - "но страна социализма не может позволить себе буржуазные штучки с адвокатами и презумпцией невиновности"), а в период, когда там, в стране Советов, начали исчезать его знакомые и возлюбленные (1937-1940) отмолчался. Написал поэму о погибшем там друге. Печаль, пролитые слезы. Ни слова о том, куда же делся этот талантливый человек. Поэму эту никому никогда не показывал - нашли в бумагах после смерти.
Когда завел после окончания войны роман с Восточной Германией, поехал в Австрию, наврал им, что собирается, как всю жизнь мечтал, жить в Инсбруке и быть там советником мэра по культуре, получил на основании этого заявления австрийский паспорт, который сунул в рожу восточно-германским властям, вернувшись туда.
Очаровательная история про театр в Берлине, который он делил (здание и бюджет) с другим театральным коллективом. Очень хотел оттяпать все, но не выгорало. Нашел юного марксистского философа, звезду Университета им. Гумбольдта в Берлине, который для него написал идеологическую статью, разоблачающую капиталистическую сущность конкурентов. Тех на основе этой статьи разогнали, здание, бюджет и труппу отдали Брехту.
В награду он соблазнил жену юного марксиста, а когда тот пришел качать права, посоветовал: ты с ней разведись, года через два она мне надоест и я ее брошу, и ты на ней опять женишься.
Соблазненная оказалась очень практичной особой. Стала сдвигать жену с ее места зам. директора по всем вопросам. Жена Брехта многие годы занималась перепиской с издательствами и театрами, кастингом (с выводом молодых актрис на постель мэтра для финального одобрения), организацией многочисленных приемов, до которых он был большой охотник (причем не только поили, но и кормили, готовила жена, бывшая виртуозом в этом деле). Перебравшись в Восточную Германию, он поселил жену в том же доме, но в другой квартире, чтобы не пересекалась с его театрально-журналистским гаремом. Она сносила все, везя на себе огромный воз административной работы десятки лет .
Еще там про склонность его к воровству сюжетов и характеров (много фактуры), про виртуозную самопрезентацию (внешний вид а ля Шемякин🙂, вел рабочие журналы репетиций, которые по договору сдавал в Гарвард - говорил, что это нужно, чтобы соискателям было удобно работать на своими Ph.D. по нём). Репетиции также снимались на пленку и аккуратно архивировались - всей этой байдой жена занималась.
Из пассажа про воровство - очаровательное. На одной из вечеринок гость пришел пораньше и стал ему тыкать доказательства плагиата. Брехт онемел, а потом, не найдя возможности перевести все в шутку и не имея возможности сослаться на то, что да - таков его творческий метод (его обычный прием), стал орать и пихаться (привычка шулеров: поймали - атакуй!). Мол, убирайтесь отсюда! Из кухни выскочила жена, которая готовила жратву к приему, она не слышала в чем дело, но выскочила, замахиваясь сковородкой на гостя: "Да! И правильно! И убирайтесь отсюда!"
Восстание в ГДР 1953 года он не поддержал. Никогда ни с какими пролетариями не общался, жизни их не знал, когда ему рассказывали - не верил. Сам имел свободный выезд, пайковую еду и продукты по высшей номенклатурной категории, пробил себе договора с западно-германским издательством, которое переводило поступления на его счет в швейцарском банке. Очень нужен был восточно-германским властям, они шли на все, даже на унижения (на каждой книге и сборнике, выпущенных в ГДР, стояло "печатается с разрешения... название издательства..., Франкфурт-на-Майне).
Сказал, что это какие-то фашистские агитаторы все устроили, потому что народ живет хорошо - грех жаловаться (восстание рабочих началось в ответ на повышение цен и снижение зарплатных ставок).
Он оценил вклад жены в свою жизнь и деятельность очень своеобразно - вычеркнул ее из завещания (вообще ничего) и передал все права на доходы от публикаций и постановок пьес последней пассии (соблазненной жене марксиста). Кончилась эта история тем, что жене удалось оспорить завещание в суде - соблазненная жена марксиста так торопила Брехта, что он подписал завещание без свидетелей нужного количества и качества. Все было отменено, практичная марксистка не получила ничего, по суду все отошло официальной вдове.
Там еще много про природу его популярности у театральных деятелей всего мира, про причину ненависти к нему левых интеллектуалов (Адорно - мы все же до такого докатиться себе не позвляем, а вот он... - обидно!).
Читайте, словом, Пола Джонсона. Потому что там много и про его творчество - многим Брехт именно этим интересен, хотя для меня это всегда была скука зевотная-скуловоротная.
https://www.facebook.com/marlon.martirosoff/posts/1215388855252587
Comments (1)
И ведь практически под любого "великого" копни - и разносится ровно та же вонь... (