Если начальник подбирает себе помощника и сменщика, он обычно выбирает того, кто пришёл из менее престижной среды, чем он сам: чтобы его раньше времени не скинули и чтобы помощник был ему всем обязан. Это свойство было одной из причин экономического упадка Франции в 18 веке.
Ришельё, первый министр в 1624-1642 гг., был родовитым французским дворянином и герцогом. Его помощник и сменщик Мазарини, первый министр в 1643-1661 гг., был мелким итальянским дворянином. Его помощник и сменщик Кольбер, первый министр в 1661-1683 гг., был сыном купца. Эти трое стремились к процветанию Франции и знали, что для этого нужно принимать непопулярные решения - непопулярные и для двора, и для дворянства, и для народа. У первых двух была опора при дворе и личные связи, у третьего - только благосклонность короля. Но Кольбер, по тому правилу, о котором я говорил, не мог воспитать себе сменщика. И после Кольбера до самого Робеспьера экономикой Франции уже практически никто не управлял.
Comments (3)
Ну конечно. Особенно в восприятии социалиста (этатиста). Ведь экономика должна быть управляемой - это всем ольманам известно совершенно точно. Защита собственника и его собственности никакого отношения к процветанию не имеют. Вот интересно, как он по поводу судебной реформы у нас ... или не интересовался?
Я думаю, тут управление экономикой имеется в виду не в том смысле. Скорее, речь о налогах и пошлинах, привилегиях дворян и расходах двора.
Там было как раз полно и внутренних пошлин, и средневековых регуляций... В любом случае, "мудрое руководство экономикой" никакого отношения к процветанию не имеет. Сокращение безумных трат двора - да, но тут ну какая уж это мудрость.