Я давно хочу написать про мистическую проблему бедных людей. Мистическую не в том смысле, что её нет, она ещё как есть, а в том, что у неё нет названия, и даже четкого определения ей дать никто не может. Сейчас она опять всплыла в контексте абортов, поэтому я решила, наконец, попробовать об этом поговорить.
В двух словах: это проблема поиска ресурсов, совершенно не обязательно финансовых. Или, другими словами, способность контролировать поток собственной жизни. Очень аморфно, я знаю, попробую объяснить.
Впервые я услышала об этом чуть ли не в первый/второй год жизни в Америке. Я тогда мало что понимала про американскую политику. С деньгами было так себе, и хотя мой тогдашний муж уже нашел работу, мы едва вползали в нижний уровень среднего класса. При этом у меня не было сомнений, что всё будет хорошо, мне надо отучиться, надо построить карьеру, когда-нибудь и дом купим, и у нас даже будет не одна машина на двоих. Я заговорила об этом с каким-то знакомым либералом, и он назвал меня privileged. Мало того, что белая, но ещё и образованная и из хорошей семьи.
Слушай, сказала я, но вот я знаю одних вьетнамцев, и ещё одних ливанцев, они от войны сбежали, тоже, как и мы, беженцы ни с чем, но там и часть семьи погибла, и образование толком не… Да даже среди наших, у меня куча знакомых, которые не закончили физматшколу в Москве, как я, а вполне себе рабочую местную в каком-нибудь Воронеже или Донецке, и тоже нормально устроились. В этой стране у всех есть масса возможностей, даже с нуля, я это вижу на миллионе примеров.
Это неважно, сказал он, у них есть мотивация, они роют носом землю. А местные бедняки не роют.
Почему они не роют? Теоретически они так придавлены бедностью, что им не до поиска ресурсов. Это самый распространённый ответ. Я даже много лет верила в эту латынь, но потом мой сын пошёл работать офицером.
О, давайте я вам про это расскажу. У него сейчас такая работа, что лично ему подчиняется всего пара солдат, но он выполняет некие административные функции, связанные с доступом и секретностью, для кучи народа. Сын у меня, говорю объективно, хороший человек, во всех начинаниях идёт above and beyond, даже когда никто не видит. Он постоянно сталкивается с каким-то вопиющим "не роет носом землю" и начинает выполнять функции квази-соцработника. Потому что у него волосы дыбом встают от неспособности… как ето по-рюсски… manage one's own life.
Поясню. Это солдаты. Они живут на базе. У них бесплатная медицинская страховка и нет проблем с едой или необходимыми вещами. Они ничем особо не придавлены. Но вот приходит, например, один, и в разговоре выясняется, что ему очень не нравится его работа. В Армии быть ему нравится, он хочет там ещё 20 лет служить, но он совершенно не на своём месте. Парень вполне толковый, ему интересно А и Б, он бы прекрасно работал там-то и там-то, но случайно оказался в другом подразделении и делает то, от чего его воротит. Мой сын начинает ему объяснять, что можно перевестись, это даже не очень сложно.
Но куда? Но как?
Да вот же!
За пол часа они выясняют, что этот парень любит и умеет, какой экзамен нужно сдать, куда и как подать документы. Сын пошагово показывает и рассказывает, находит нужные линки, помогает заполнить бумаги.
Приходит другой. Вот, мне говорили, что армия оплачивает образование, а она не оплачивает.
Шта?
И опять, поиск проблемы (10 минут), вот такая форма, вот тут надо то-то. Всё прекрасно оплачивается, но надо потратить какое-то время на разборку с бюрократией, кому-то позвонить, какие-то формы заполнить.
Это постоянно. Каждый день. У него таких примеров десятки. Бюрократия есть везде. Нигде, даже в армии, тебе не принесут то, что тебе полагается, на блюдечке. Ситуаций, когда упираешься в какую-то проблему или даже стенку, миллион. Но стенка оказывается шириной в метр, её надо обойти, для этого надо сделать какие-то телодвижения, задать правильные вопросы (не сложные нет, а правильные - то ли я делаю, например), что-то расследовать, у кого-то спросить. Уверяю вас, мой сын не тратит часы и дни на помощь этим людям - у него дохрена работы. От 15 минут до часа обычно решают проблему, иногда с follow up. НИЧЕГО из этого не требует супер-IQ или степени Магистра. Вполне можно обойтись образованием на уровне восьмого класса.
К сожалению, не все офицеры такие, как мой сын. Многие просто штампуют то, что им принесли, не задаваясь вопросами. Запущенных случаев он видел уже много. И их ситуацию тоже очень часто можно разрулить за полчаса. И это ведь АРМИЯ: какая есть, но она старается помочь тем, кто в ней служит. Если копнуть, то можно найти кучу ресурсов. Это гораздо легче, чем в обычной жизни. Тут всё расписано, миллион вариантов. Но они всё равно этого не делают. Все эти ребята из бедных семей, столкнувшись с нелюбимой работой, уныло пашут, даже не задавшись вопросом, а есть ли тут что-то ещё (в армии есть всё, это микрокосм общества), или, наткнувшись на какую-то загвоздку в процессе, решают, что образование им не полагается. Так обещали же! Ну наврали небось. Они все неглупые и все трудяги. Но вот… не роют носом ничего.
Когда мне раньше говорили, что бедные женщины, наткнувшись на запрет на аборты в штате (ну или там до 6 недель, а у неё уже 6.5) и отсутствие клиник, уныло пойдут рожать, вне зависимости от обстоятельств, со всеми вытекающими социальными и финансовыми проблемами, я просто не верила. Ну правда же, есть миллион ресурсов. Я себя представила на месте такой девушки: да я поеду куда угодно, найду деньги, найду благотворительные организации, если надо, позвоню в Planned Parenthood хоть в НЙ, хоть в Орегоне, всё это проще и дешевле, чем ребёнок, если тебе 16, и у тебя денег нет, а родители, допустим, алкаши. Короче, у меня нет сомнений, что я решила бы для себя эту проблему. УЖЕ УЧИТЫВАЯ отсутствие денег. И/или присутствие других детей, которых надо куда-то девать. Решила бы.
Но, поговорив уже энное количество раз со своим сыном, поняла, что они не решат. Почему? Где там яйцо, а где курица? Эти семьи бедные, потому что общество такое, или потому, что они не умеют рыть носом? Это nature или nurture? Может некоторым действительно нужно государство-нянька, государство соцработник, потому что сами они никак?
Я пришла к выводу, что огромный процент бедности (не всю конечно) можно объяснить именно этим феноменом: неспособностью обойти стенку шириною в несколько метров. Увидел стену - встал. Стена же. Кто-то готов долго идти в сторону, чтобы обойти. Кто-то попробует залезть. Кто пророет тоннель. А эти стоят. Государство-нянька ведёт их за руку. А наше государство не очень нянчится, сам рой. Будут всю жизнь делать нелюбимую работу за копейки, есть всякую дрянь, курить (и тратить не это кучу денег), мучаться со здоровьем, растить пятерых детей… а что, были другие варианты?
Тут важно понять, что феномен неумения/нежелание рыть не связан с трудолюбием и умом. То есть, возможно, есть какая-то корреляция, но опытным путём доказано, что куча людей попадает в эту западню не от лени и не от тупизны. Как называется то, от чего они туда попадают, я не знаю. А очень хотелось бы узнать. Потому что давайте будем честными, чаще всего они не не рыпаются, потому что придавлены бедностью, а придавлены бедностью, потому что не рыпаются.
Comments (1)
Когда я приехал в Израиль - сначала корзина абсорбции, потом она подошла к концу, работу по профилю не нашёл ещё, пошёл работать на завод. Там отработал 2 месяца или чуть больше, получил оффер в крутой фирме и забыл завод как страшный сон. Но... сколько я видел там людей, которых воротило от этой работы, но они НИЧЕГО не делали чтобы это изменить. Ну максимум - переходили на другой завод где всё было +/- так же. Не считая парочки людей, которые там ПОДРАБАТЫВАЛИ пока один ждал начала армии, а другой начала учёбы в универе - пол чего несколько месяцев сидеть на шее у родителей (что я полностью одобряю) - никто ни к чему не стремился, пределом мечтаний было выбить себе зарплату на шекель в час больше. НА ШЕКЕЛЬ, Карл!!! То есть на 2 сотни в месяц больше! И для меня огромной мотивацией стало то, что мне одна женщина сказала, что я мол зря трепыхаюсь, раз уж я на завод попал - и на пенсию уйду если не с этого завода, то с другого, что мне ничего лучше в жизни не светит. Как я старался от туда вырваться... А та женщина, кстати, в стране исхода детский психолог и всё такое - таки ушла на пенсию с этого самого завода.