Рассказывают, что как-то раз, когда святой р.Исроэль-Ицхок из Варки гостил в Варшаве, к нему на приём в числе прочих бесчисленных просителей пришла молодая женщина с двухлетним, очень похожим на неё, ребёнком на руках. Когда дошла её очередь, оказалось, что в отличие от других, ей нужно не чудо и не благословение, сулящее чудо, а вполне практическая помощь. Муж её, оказалось, уже семь лет как находился в Сибири, на каторге. И вот она просит ребе помочь доставить его в какое-то место, где есть еврейский раввин, который мог получить от мужа разводное письмо для неё и организовать его доставку в Варшаву и т.д.
Все присутствовавшие при этом разговоре (а Воркер, как и многие другие польские ребес, как правило, принимал просителей, особенно женщин, естественно, в окружении целой свиты) были шокированы, фраппированы и смятены подобной дерзостью. Являться к ребе с дитём, которое сами знаете что и ещё, признаваться в этом прямым текстом и ещё иметь наглость о чём-то просить? Тут поднялся галдёж и лай и только ребе остался невозмутимым. Он поднял руку, призывая к тишине и обратился к присутствовавшему там (и возмущавшемуся больше многих) известному хасиду-миллионщику р. Мордехаю Калушинеру:
- Милосердия, Мотл! Великого милосердия заслуживает эта святая еврейская женщина, которая могла бы спокойно продолжать жить так как жила последние годы. Но она нашла в себе силы прийти сюда, прекрасно понимая, какой вой поднимете вы и не имея представления, как поведу себя я, чтобы попросить помочь ей получить возможность жить дальше подобающим и дозволенным образом. И мы, с Б-жьей помощью, ей поможем. Да, Мотл?
Слава Б-гу, р. Мотл Калушинер был очень крупным поставщиком оккупационной русской армии1 и ещё более крупным растлителем (коррумпатором?) гражданских оккупационных властей. Поэтому за очень большие деньги он запросто порешал вопрос наилучшим возможным образом, и (скорее всего, с помощью шлухим Хабада в Сибири – Ш.-А.А.) несчастная женщина была разведена по закону Моше и Израиля. Это ли не чудо?
-
Кстати, судя по всему, муж героини истории оказался в Сибири за участие в польском восстании: Калушин – место боевой славы польских повстанцев, немало попивших крови захватчиков под этим очень хасидским местечком (это очень по-еврейски, когда в Калушине расположен двор нескольких поколений домбровских ребе, а вовсе не калушинских), евреям более запомнившимся в связи с кровавым еврейским погромом, устроенным геройскими польскими солдатами 104 года тому как. Двадцать восемь убитых.
↩
Comments (2)
Разрушение стигмы как наказания за такое поведение всегда смотрелось как "смелый" шаг и едва ли не проявление святости. И всегда имело катастрофические долгосрочные последствия. Рав ведь прекрасно понимал, что она просто шлюха. Ребенка конечно жалко, но...
Нет, он не отрицает того, что её поведение неправильно. Он лишь говорит, что если после всех грехов она решила что-то одно сделать правильно, так надо ей в этом одном помочь.