Развивая тему неприязни к «хайтеку» (частному сектору).
Недавно Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) опубликовала рекомендации для госсектора (ГС) в Израиле. Об этом едва упомянули израильские СМИ. Но публицист Идан Эрец нам пересказал:
1. Ограничение забастовок в области основных необходимых услуг.
Существуют критично важные общественные услуги, они — принципиальное оправдание наличия ГС. Нельзя позволять, чтобы профсоюзная монополия Гистадрута безнаказанно получила отмашку на забастовки в важнейших областях. OECD рекомендует создать альтернативные механизмы — например, обязательный арбитраж и создание посреднических комитетов ("гишур").
2. Корреляция уровня зарплаты с квалификацией, а не стажем.
У нас даже самый гениальный госработник с высочайшей мотивацией пострадает финансово, если он наработал свой опыт в частном секторе, а не просиживал 20 лет в ГС. ГС тоже испытывает трудности при найме первоклассных специалистов и вынужден довольствоваться посредственными. Серьёзная проблема в ГС — оставаться актуальными в эпоху технологических новшеств, когда целые профессии исчезают и появляются. Гибкость в вопросах зарплаты — необходимый инструмент для достижения релевантности.
3. Бюджетные ограничения на повышение зарплаты.
Сегодня соглашения между госслужащими и их работодателями (гражданами страны) — в процессе «перетягивания одеяла на себя», когда имеет значение только одно: на чьей стороне политическая власть. Поэтому мы тратим 10,5% ВВП на зарплаты чиновникам. Это намного выше, чем в среднем по OECD (9,5%). Нидерланды (9%), Новая Зеландия (8%) и Швейцария (7,5%). Создание рамок для бюджета, который будет выделен на зарплаты госслужащим, позволит в ГС эффективнее управлять кадрами и принимать трезвые решения, выбирая больше работников либо меньше людей за высокую зарплату.
4. Зависящие от результата элементы зарплаты.
Эта распространённая в частном бизнесе практика не характерна для ГС. Составляющая продуктивности сформулирована так неудачно, что приписывается почти каждому. Вот так КПД стал неотъемлемой частью зарплаты, а не бонусом, который побуждает совершенствоваться. OECD рекомендует минфину не определять механизмы вознаграждения как часть коллективных договоров, а заложить в бюджет ресурс на бонусы: для управляющих на местах, которые, как подчеркивает OECD, должны выплачиваться согласно персональным договорённостям, а не прописываться в том же коллективном договоре, как у сотрудников.
5. Ограничение вопросов, по которым ведутся групповые переговоры.
Комитеты в ГС выдвигают требования не только по льготам, условиям труда и зарплате, но и там, где работодатель обязан иметь полную автономию: техническая модернизация, распределение по сменам и экономические реформы, ослабляющие политическое влияние комитетов, например, строительство частных электростанций.
6. Упрощение структуры зарплаты: исключить надбавки и увеличить основу жалованья.
Сегодня зарплату бюджетника невозможно прочитать и понять. Попросите у чиновника или учителя его платежную ведомость и объясните, что там происходит. Это позволяет жёсткую дискриминацию работников без блата и связей в профсоюзах, а также усложняет переговоры об условиях и окладе.
7. Отмена системы рангов и разрядов в ГС и формулировка целевых должностей.
Сегодня связь между названием рабочего места в ГС и реальной работой абсолютно случайна. Создание новых рабочих мест, адаптированных к глобальной и технологической среде, улучшит качество кадров в ГС.
Это не либеральные рекомендации, а требования здравого смысла для эффективного госуправления. Цель управления — служба обществу, а не маза с синекурами для приближенных к профсоюзам. В итоге, от нынешней системы страдают госработники: почти нет возможностей для самореализации, продвижения и повышения заработка. А граждане не получают надлежащих услуг за свои налоги. Это надо немедлено учесть премьер-министру Нафтали Беннету в готовящемся Законопроекте о хозяйственном урегулировании.
Телеграм-канал «Борис и Лора из иврит-дозора»
https://t.me/Godunov2020
Comments (1)
20 лет назад я работал с людьми из OECD в паре проектов. Они уже тогда были (
тухловатыми) мейнстримниками. Но это уже в чистом виде советские экономисты. Вместо стандартных апробированных решений - приватизация, допуск на рынок частных игроков, аутсорсинг при запрете уже в среднесрочной перспективе госпредприятий фантазии как научить труп ЛУЧШЕ играть в баскетбол. Не будет он играть в баскетбол. Как в советском анекдоте советская машинка для летания, жужжания и попадания в ухо - жужжит, летает, но в ухо не попадает.