Вы думаете, что я Харари не pвала клыками? Pвала...
Юваль Ной Харари. Sapiens. Краткая история человечества. Пер. с англ. Любови Сумм. – М.: Синдбад, 2016.
Харари – не историк и не популяризатор. Он – пророк и пастырь. Пасет человечество. Несет ему гневную, скорбную и окончательную истину. Истина заключается вот в чем. Гомо сапиенс – животное ужасное. Оно сделало ужасной жизнь планеты и свою собственную.
Есть у меня подозрение (не шучу), что Харари впечатлился трактатом семисотлетней давности – трактатом папы Иннокентия III «О презрении к миру, или О жалком человеческом уделе» (Liber de contemptu mundi, sive De miseria humanae conditionis) – и повторяет за ним.
Папа утверждал, что отвратительно уже само рождение ребенка. Харари согласен: сапиенсы заплатили за прямохождение и развитие мозга недоношенными, неприспособленными детенышами, которые регулярно убивают самок в процессе родов. Папа сокрушался, что человек производит только вонь, вшей и глистов, тогда как цветы и плоды производят аромат и красоту. Харари согласен.
Собственно, он согласен по всем пунктам от рождения до смерти человека, но добавляет и свои обвинения. Человечество скрывает свои мрачные секреты, но Харари их открывает.
«Представляется вполне вероятным, что, наткнувшись на неандертальцев, сапиенсы провели первую и самую радикальную этническую чистку в своей мрачной истории» (с. 14).
Сапиенсы разрушали и уничтожали все на своем пути. Великий Потоп – чистая правда: «В антропогенном потопе уцелеет разве что сам человек да "галерные рабы" Ноева ковчега – домашний скот» (с. 47).
Харари выступил обвинителем и судьей древнего, до-аграрного сапиенса и вынес окончательный приговор: «виновен по всем пунктам» (с. 43).
Но вдруг, забыв об этом, принялся живописать прекрасную, гармоничную жизнь до-аграрных охотников-собирателей. Как будто сам он, попаданец, сидел там в кустах и подглядывал – по язвительному выражению Дмитрия Травина. Это не единственный случай, когда Харари вдруг забывает сказанное только что.
Забывчивость всегда объясняется одним и тем же: он, конечно, ненавидит и презирает сапиенса целиком и полностью, но аграрного еще сильней, чем до-аграрного, а современного – еще сильней, чем аграрного. Сапиенс, этот жуткий убийца-истребитель, – он еще и дурак. Обманули дурака на четыре кулака.
«Кто обманщики? …пшеница, рис и картофель. Не Homo sapiens приручил их – скорее это растения заставили человека служить себе» (с. 50).
Тут я лучше умолкну и передам слово Иэну Моррису. В книге «Почему властвует Запад. Пока еще…» он красочно рассказал о битве кафедральных собирателей с кафедральными земледельцами. У традиционных антропологов общество оседлых земледельцев получает более высокие баллы, чем общество кочующих собирателей-охотников, а в итоге социальная эволюция приходит к тому, что мы видим ныне, то есть к «владычеству Запада». Новые антропологи огрызаются: приперлись ваши агрессивные земледельцы на земли наших счастливых собирателей, притащили с собой болезни, крыс, вонь, скученность, а в итоге навязали человечеству империализм и колониализм. «Вы прислужники американских финансовых воротил!» – кричат новые антропологи старым. «Вы релятивисты и моральные банкроты!» – не уступают те. И – бабах табуреткой по башке…
В итоге антропологи в Стэнфорде «развелись»: один факультет превратился в два – факультет антропологических наук и факультет социальной и культурной антропологии.
Книга Морриса вышла раньше книги Харари, но по-русски они появились одновременно. Харари – левый, поэтому дерется табуреткой на стороне собирателей. Простите, друзья, что длинно. Но это еще не конец.
У Харари есть предшественник, о котором он не подозревает. Это мой бывший друг Александр Мелихов, который уже верных 15 лет кричит, что человечество создано «грезами», «фантомами», а самое важное – то, чего нет нигде, кроме как в «воображении». Справедливость, например.
Харари тоже до этого додумался. Ума палата.
«Любое широкомасштабное человеческое сотрудничество вырастает из общих мифов, из того, что существует исключительно в воображении людей. В реальности нет богов, наций и корпораций, нет денег, прав человека и законов, и справедливость живет лишь в коллективном воображении людей» (с. 19).
«Из огромного разнообразия изобретаемых сапиенсами реальностей складывается то, что мы нынче именуем "культурами"» (с. 27).
«Права человека – всего лишь плод нашего богатого воображения» (с. 23).
Я уже устала спорить с этой глупостью.
Глупость (у обоих идеологов) построена на употреблении слов «реальность», «миф», «на самом деле», «воображение» в изменчивом и невнятном значении.
Права человека, терпеливо говорю я, – не плод воображения, а плод приспособительного поведения. Реальность сурова, жизнь тяжела, и человечество тысячелетиями, методом проб и ошибок ищет возможности не умирать с голоду, не взаимоистребляться, а уживаться. Конкретные (реальные) практики получают название «прав человека», гуманности, справедливости и тд...
Харари – злонамеренный идиot. Тьфу. < Это я тогда обругалась. Сейчас пишу гораздо сдержанее >
Comments (9)
Любопытно, что все ссылки на первые 50 страниц. Я примерно столько же прочитал, перед тем как выкинул
Хорошая мысль про воображение и реальность. Коллективный глюк - это одно. Коллективный глюк, из-за которого возникает некоторое коллективное поведение, которое само по себе бы не возникло - это другое.
Но из этого может быть два вывода:
1 + 2 = бинго
Т.е. он многое говорит вполне достойное и многое .. не в тему.
So fucking what?
Не нравится - не ешь.
Пункт 1 неверен.
Собственно, мифы и воображаемые конструкции - это способ компактно и легкоусваиваемо передать полезные практики. Далее идёт любимая левыми комбинация "карго-культ - обратный карго-культ". Первый шаг: раз мифы передают полезные практики, значит надо сконструировать миф, несущий нужные нам практики. Второй шаг: раз мы можем сконструировать миф, значит все существующие мифы кем-то сконструированы. Осталось найти, кем - и вот уже готов образ врвга, с которым мы будем бороться всё оставшееся время. Ведь наши сконструированные мифы не работают именно потому, что этот негодяй работает против нас и внедряет свои негодяйские мифы.
Ну... человек, имеющий профессорскую степень, вряд ли совсем дурак 🙂
Но в целом - нужно всего лишь дать определение "умный".
Я не то чтобы много читал его мыслей (даже если это не его мысли), про уровень мышления такого масштаба сложно сказать "дурак", даже если он заблуждается.
Ты уже не веришь, но он действительно во многом прав.
Но чтобы объяснить - нужно не мало времени, которого у меня нет .. совсем
Здесь поведение левых сливается с поведением путиных.
Любая ортодоксия - как левая так и правая сливаются в примерно одно дерьмище.