← Timeline
Avatar
Shmuel Leib Melamud
Важность практического знания: почему при проведении реформ стоит учитывать общественные стереотипы

Фрагмент из статьи Григория Баженова

Наконец, расскажу про важность практического знания. Это рисунки и вывод теоремы регрессии из статьи Питера Бёттке, Питера Лисона и Кристофера Койна Institutional stickiness and the new development economics. В статье исследуется взаимоотношение практического знания и институций. Здесь ключевым параметром выступает metis, представляющий сумму практических знаний, — это базисная рекомендация к действию и восприятию всего того, что происходит в мире, которая имеет место в сообществе. Если хотите, это стереотип сообщества. Понятное дело, что в узком сообществе он может быть крепким и реплицироваться точно, а в широком может функционировать ограниченное количество таких стереотипов и они будут более изменчивы.

В постсоветском сообществе достаточно распространен паттерн, что честным трудом заработать нельзя, а бизнес — это мошенники. Это не значит, что стереотип разделяют все, но наверняка вы встречали людей, считавших так. Этот стереотип — следствие остаточного metis советского наследия, когда способы увеличить свои накопления и свой заработок у людей были очень ограничены.

Это не значит, что это непреклонно, и у нас какой-то неправильный народ, но это значит, что при принятии реформистских идей мы должны делать поправку на этот базис.

Далее следует иерархия устойчивости институтов. Её можно представить в качестве последовательности этажей. Сначала — практический базис, потом институты, сформированные снизу. То есть, к примеру, изначально два человека решили не менять два стула на один стол, а использовали деньги для обмена. Сначала так делали только они, а потом за ними стали повторять остальные, и в итоге сформировался порядок, при котором в качестве платежного средства используются деньги. Это внутренние изменения снизу, институционализированный metis. Но есть еще и экзогенные: например, национальное правительство решило провести реформу и провело. И, наконец, есть внешние институты развития, внедренные международными организациями. Чем полезна эта схема и почему мы отмечаем здесь важность практического знания?

Дело в том, что чем сильнее любой институт связан с практическим знанием, тем лучше он закрепится и будет функционировать. Даже прогрессивные идеи, такие как «рынок» и «демократические процедуры» без поправки на это могут быть не приняты. Плохой дизайн появляется, когда мы считаем, что один сценарий подходит абсолютно для всех.

Неудачным примером внедрения институтов извне можно назвать Россию в 1990-е годы, а удачными — Южную Корею, Японию или послевоенную Германию (ФРГ). Реформы 90-х, проведенные под покровительством американских консультантов в России Егором Гайдаром и Анатолием Чубайсом, были слишком смелыми и прогрессивными. К плану реформ после 70 лет коммунизма страна попросту была не готова, так как «метис, необходимый для усилий по приватизации, был недостаточен».

А вот в Южной Корее и Японии реформы в значительной степени опирались на практическое знание населения этих стран. Известно, что японская конституция, написанная в США под руководством генерала армии Дугласа Макартура, после её перевода японскими специалистами на японский язык была представлена как собственная инновация — здесь возникает сцепка метиса и внедряемых извне институтов. Как отмечают Бёттке и соавторы: «FEX институты, созданные в соответствии с конституцией, сохраняли ключевые элементы традиционного японского метиса и в этом смысле воплощали существовавшие прежде IEX и IEN институциональные устройства».

👍💡4
To react or comment  View in Web Client
Comments (2)
Avatar

При всем уважении к Piter-у нашему Boettke специалистом по переходным экономикам он не является. Историю реформ в постсоциалистических странах знает плохо (достаточно "Реформы 90-х, проведенные под покровительством американских консультантов в России" Yegor Gaider and Anatoly Chubais—
along with economic and legal advisors from both the United States and Russia formulated a bold plan for privatization" - просто непонятно откуда аффтары свалились и где они слышали такую чушь, видно от Андрюши Шляйфера который так истосковался по вниманию к своим советам что даже принял на себя абсурдные обвинения в торговле влиянием в России - влиянием которого у него не было совсем). Да и все что касается именно институциональных реформ (не узко экономических, или прицельно социальных) - там где про суд, про армию, про частную собственность, его коммьюнити отличается унаследованной от слов великих дедов равнодушием к истории (которую сами деды как раз знали хорошо) и потому беспомощностью в Policy Advice. Модель внешне красивая, но же типичная же - праксеология, не ко сну будь помянута. Попытка объяснить вечными вневременными, внеисторическими и следовательно внеинституциональными соображениями (в данном случае моделью "практического знания") поведение миллионов при принятии решений в ходе революций. Отсюда странности про реформы Гайдара - Чубайса - ужасно провальные только на них путинский режим, резко ослабивший гарантии собственности, с разбухшим по доле в ВВП снова в разы госсектором все еще держится после всех санкций (а вообще - где-то с 2004 года когда были свернуты последние попытки реформ и общее направление развития стало ясным). А в Эстонии, что было практическое знание как жить при рынке которого там не было к началу реформ более 50 лет, при демократии которой там не было более 60 лет а до того была менее 10 лет и так себе - демократия? Был спрос на реформы и под рукой оказалось их удачное предложение. Кто-то их учил зачищать госаппарат? Нет, иностранные советники рекомендовали относиться к людЯм мягше, но только злой Март Лаар только смеялся над их советами. Было ощущение в России что новый режим связан с потерями для чего-то большого национального а реформаторы не сумели перекинуть мостик между экономическими свободами и консервативными доблестями - хотя думали об этом. В Эстонии было объективно легче - опыта не было напрочь, но были воспоминания, была красивая и отчасти правдивая сказка об утраченной свободе ради которой надо потерпеть и соответственно была готовность терпеть. Было ощущение "мы возвращаемся домой". В общем, была основа для политической поддержки глубоких реформ. А еще были цензы. Для проведения реформ неоптимальные, но если бы не эти неоптимальные цензы, там бы в Госсобрании (в парламенте) была бы здоровенная красная-проСавецкая фракция и вся повестка сдвинулась бы черт знает куда... А какое-то практическое знание было и в России - был серый рынок, был черный рынок - и при коммунистах. Частно закупаемые услуги образования и здравоохранения, которые не конвертировались в соответствующие реформы... В общем, значение практического опыта невероятно раздуто, а вот роль факторов политической поддержки реформ в стране в статье на обочине внимания авторов.

💡👍2
Avatar

Мне странно читать про то, что реформы Гайдарочубайса были слишком радикальными. По-моему, они были половинчатыми.

💯1
To react or comment  View in Web Client